Важливо :: Життя громади :: 02 січня 2018 17:00 , Краматорск Пост
1-vid-na-kramatorskii-metallurgiceskii-zavod-s-melovoi-gory

Первую дату официального пуска НКМЗ краматорчане умудрились сорвать

Post продолжает публикацию неизданной книги Владимира Коцаренко «Краматорск: откровения столетий» (Ч.23)

(Продолжение, начало и вступительная часть – здесь)

Книга публикуется при поддержке Сергея Салютина

Раздел: Воплощение мечты

Эпоха энтузиазма, трагедий и тайн, или краматорская хроника 30-х (продолжение главы)

На заседании, которое состоялось 1 октября, бюро не стало больше откладывать и решение по кандидатуре нового редактора “Краматорской правды”. На это, очевидно, повлияло новое назначение тов. Набокова. Партия направила его на более ответственный и важный участок работы — в полиотдел Ясиноватского района. Вместо Набокова на должность заведующего отделом культуры и пропаганды горпарткома бюро назначило тов. Ковалеву. Редактором “Крамправды” утвердили тов. Бутяева и поставили перед Пленумом ГПК вопрос “о кооптировании” его в члены Пленума и утверждении членом бюро ГПК. Как уж там Бутяев справлялся со своими обязанностями, теперь одному Богу известно. Однако “неугомонному” бюро Краматорского ГПК все казалось, что редакция не выполняет поставленных перед ней задач. Как следствие — решение от 14 ноября того же года: “Во изменение решения бюро ГПК от 1.Х — 33 г. утвердить редактором газеты “Краматорская правда” т. Терещенко”. И чтобы больше не сомневаться в назначенной кандидатуре, 16 декабря бюро подтвердило свое решение — “утвердить т. Терещенко”.

Несколькими днями раньше члены партбюро обсудили и признали необходимым вновь организовать заводскую многотиражку для металлургов. Это решение объяснялось выделением металлургической части КГММЗ в отдельный завод, известный ныне как ОАО ”КФЗ ”. С просьбой утвердить данное решение обратились в обком КП(б)У.

В 1932-1933 гг. на территории Краматорского района (а точнее — Золотоколодезянского сельского совета) существовал колхоз, носивший почетное название — «Краматорська Правда».

…Вся эта «свистопляска» с кадрами, коснувшаяся редакций местных газет, могла бы выглядеть смешной, если бы не была такой печальной. Руководить редакцией газеты — это почетная и престижная работа, и поручалась она только особо доверенному и неоднократно проверенному партийцу. Редактор газеты «Краматорская правда» был всегда на виду и входил в число наиболее авторитетных людей города. О роли и значении этой газеты в то время говорит хотя бы такой факт. В 1932-1933 гг. на территории Краматорского района (а точнее — Золотоколодезянского сельского совета) существовал колхоз, носивший почетное название — «Краматорська Правда». В ту эпоху название обязывало. Позволили бы «крамправдинцы» сорвать план по хлебосдаче! Нерадивого председателя ожидал бы суровый приговор.

Так же, как и в наши дни, тогда придавалось огромное значение роли СМИ в жизни общества. По мнению партии, вредные мысли и «неправильные» газеты могли помешать превращению Краматорска в образцовый социалистический город. А поскольку лицом газеты являлся редактор, последнего не жалели, всячески добиваясь исправления уже его «политического лица». Правда, в первой половине 30-х гг., в результате парт- и оргвыводов редактор мог лишиться работы и, таким образом, отделаться легким испугом. В те годы ни прокурор города Казимир Францевич Голумбиевский (1887 года рождения, из рабочих, член ВКП(б) с 1917 г.), ни начальник ОГПУ города Краматорска Яков Ильич Вронский (1896 года рождения, член ВКП(б) с 1919 г.) еще не клеили на «виновного» несмываемый ярлык «враг народа». Эта практика станет нормой позднее, в 1937-м. А пока вершители редакторских судеб, случалось, и сами садились в лужу. Стремясь поскорее рапортовать о взятии очередного рубежа, они часто-густо выдавали мнимое за действительное и начинали свято верить в собственный вымысел.

К счастью, не все становилось достоянием газетных страниц. Вокруг здания, где размещался горпартком, жизнь била ключом. Ее хозяевами были «кузнецы своего счастья»: пролетарии, интеллигенция, крестьяне из соседних сел. Наивные, они даже не догадывались о том, что кучка представителей партийной касты управляет ими, как пастух управляет доверчивым и послушным стадом. Решения «неприкасаемых» заносились в протоколы под грифом «Совершенно секретно». Именно такой гриф значился на всех до единого протоколах заседаний бюро Краматорского ГПК. На каждом заседании присутствовал редактор «Крамправды» — он являлся членом бюро. Этот человек знал все. Знал и молчал, не имея права даже на скупую строку откровения в утренней газете.

 

Вплоть до 7 февраля 2005 года оставалась тайной за семью печатями «совсекретная» правда: «Назначенный на 18 мая 1933 года официальный пуск Краммашстроя отложить».

Неслучайно вплоть до 7 февраля 2005 года оставалась тайной за семью печатями «совсекретная» правда: «Назначенный на 18 мая 1933 года официальный пуск Краммашстроя отложить». Вот, оказывается, когда Москва намеревалась объявить стране и миру о пуске НКМЗ. Видимо, не сложилось. Пуск завода, конечно, состоялся. Хотя произошло это 16 месяцев спустя. О том, что прежде назначенный срок — всего лишь мечта, члены бюро ГПК узнали 8 мая 1933 года. В тот день в протоколе их заседания появилась эта короткая и сухая строка, о которой нам стало известно только 72 года спустя. Сроки пуска или ввода в строй объектов тогда срывали частенько. Но знать об этом в городе никому, кроме узкого круга лиц, не полагалось. Считалось, что партия непогрешима, не имеет права на ошибку, и все ее решения должны исполняться точно и в срок. Должны, но почему-то не исполнялись. Горячие дебаты партийцев по этому поводу не доверяли даже протоколу и сейфу. Время оставляло для нас только одни факты.

Здоровье и чистота – залог успеха в борьбе за образцовый Краматорск

Наверное, не было в жизни краматорчан такой сферы, которая бы оставалась за пределами внимания и контроля со стороны горкома партии. От пристального взгляда истинных хозяев города ничего не ускользало. Они не возносили себя в ранг «небожителей», внешне отличались скромностью и ходили по грешной земле, как и все простые люди. Правда, история знает и прямо противоположные примеры.

3 Здании хирургии Петровской больницы построено в 30 е гг

Здании хирургии Петровской больницы построено в 30-е гг

Одной из наиболее проблемных в городе являлась сфера здравоохранения. К весне 1933 года существующие в Краматорске медучреждения уже не справлялись с обслуживанием населения, численность которого возрастала не по дням, а буквально по часам.

Более 80 лет назад на улицах Краматорска появилась первая карета скорой помощи.

5 апреля бюро Краматорского ГПК поручило горздравотделу не позднее 20 числа того же месяца открыть новую Петровскую больницу, укомплектовать ее штат медперсоналом и обеспечить необходимым оборудованием, бельем и прочим. Петровская больница — ныне городская больница №1 в поселке Новый Свет. Интересно, что тогда же партбюро поставило перед горсоветом ответственную и почетную задачу: не позднее 1 мая организовать специальную автомашину для оказания скорой помощи населению города. Поручение было выполнено. Это значит, что более 80 лет назад на улицах Краматорска появилась первая карета скорой помощи, которая при любой погоде и независимо от времени суток спешила на помощь людям, чтобы врачи помогли сохранить им здоровье и жизнь.

2 Автомобиль скорой помощи Краматорска 30 гг

Автомобиль скорой помощи Краматорска 30 гг

…Железнодорожный вокзал традиционно называют визитной карточкой города. Поэтому не случайно первое впечатление о населенном пункте у приезжего человека складывается в тот момент, когда он ступает на станционный перрон. Судя по архивным документам, в начале 30-х гг. Краматорский вокзал оставлял у гостей «неизгладимое» впечатление. Внешний облик здания вокзала был довольно внушителен и нареканий ни у кого не вызывал. Однако, оказавшись внутри вокзала, пассажиры неожиданно попадали в совершенно недопустимые антисанитарные условия. Наступил момент, когда состояние пассажирского зала и прилегающей к вокзалу территории стало для города настоящим позором. Администрация станции не торопилась принимать необходимые меры, поэтому пришлось вмешаться горкому.

Члены бюро распорядились ввести в обслуживающий штат вокзала должность санитарного врача. Тот обязан был находиться при вокзале постоянно.

На апрельском заседании партбюро было принято единогласное решение: «начальнику станции Краматорская тов. Селиминову поставить на вид за антисанитарное состояние вокзала, привокзальных служб». А чтобы впредь неповадно было, нерадивого начальника обязали «организовать тщательную ежедневную дезинфекцию, очистку вокзального помещения и всех привокзальных служб, приняв меры к улучшению обслуживания пассажиров». Чтобы усилить эффект, члены бюро распорядились ввести в обслуживающий штат вокзала должность санитарного врача. Тот обязан был находиться при вокзале постоянно. Последнее решение являлось, очевидно, подстраховкой. Прокурор города Казимир Голумбиевский был всегда начеку. Вряд ли бы он стал воспринимать антисанитарию на вокзале спокойно, учитывая мнение горпарткома. К тому же нарекания и жалобы горожан, возмущения гостей Краматорска по этому поводу могли бы иметь печальные последствия, прежде всего, для него самого.

Звериный оскал Голодомора

Правда о событиях Голодомора 1932-1933 гг. замалчивалась на протяжении десятков лет. Они до сих пор вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Хотя никто уже не отрицает неоспоримый факт - в начале 30-х гг. жертвами национальной трагедии стали миллионы наших соотечественников.

Невзирая на хороший урожай 1932 года сельское хозяйство советской Украины оказалось неспособным обеспечить потребности промышленности и экспорта в зерне даже ценой снижения крестьянского потребления. С июня по октябрь 1932 года из колхозов и единоличных хозяйств удалось выдавить лишь 132 млн. пудов хлеба. В результате, как и до создания колхозного строя, в стране разразился хлебозаготовительный кризис. В такой обстановке власть приняла решение конфисковать запасы зерна в хлеборобной полосе. Было создано три чрезвычайные комиссии, которые осенью того же года выехали под руководством Кагановича — на Северный Кавказ, Постышева — в Поволжье, Молотова — в Украину. Они должны были «выкачать» из села внутренние фонды: продовольственный, фуражный и семенной.

Следующим репрессивным документом явилось постановление СНК УССР и ЦК КП(б)У «О занесении на черную доску» от 6 декабря 1932 года. На «черную доску» заносились села, которые злостно саботировали хлебозаготовку.

В Украине чрезвычайная комиссия во главе с Молотовым действовала с 30 октября 1932-го до последних дней 1933 года. Потом сюда прибыл с диктаторскими полномочиями секретарь ЦК ВКП(б) П. Постышев. Уже 20 ноября 1932 года вышло постановление Совнаркома УССР «О мерах для усиления хлебозаготовок». Согласно этому постановлению в колхозах, которые не выполняли планы, запрещалось использовать хлеб на какие-либо цели. Райисполкомы получили право весь имеющийся хлеб переводить на хлебозаготовку. Хозяйства, допустившие разворовывание хлеба и сорвавшие план заготовок, подлежали штрафу в виде дополнительного 15-месячного задания по мясозаготовкам за счет колхозного и личного скота колхозников. После этого постановления обычным явлением стали подворовые обыски крестьян со специальными щупами, издевательства над колхозниками, конфискация зерна, полученного за трудодни, и др.

Следующим репрессивным документом явилось постановление СНК УССР и ЦК КП(б)У «О занесении на черную доску» от 6 декабря 1932 года. На «черную доску» заносились села, которые злостно саботировали хлебозаготовку. В такие селения немедленно прекращался ввоз товаров, там запрещалась кооперативная и государственная торговля, приостанавливалось всякое кредитование. Колхозы, кооперативный и государственный аппараты этих сел подвергались проверке на предмет выявления «контрреволюционных элементов, организаторов срыва хлебозаготовок».

Жестокие методы конфискации хлеба применялись в отношении единоличников. Еще 11 ноября 1932 года СНК УССР принял постановление «Об организации хлебозаготовок в единоличном секторе». К единоличникам, которые не выполняли планы заготовок, разрешалось применить штраф в размере рыночной стоимости несданного хлеба. Единоличники могли лишиться земельных наделов, приусадебных  участков земли. Все их имущество могли продать, а их арестовать и выселить за пределы области.

На основании указа от 4 декабря 1932 года была создана система внутренних паспортов. Они запрещали крестьянам, которые были подвержены голоду и не имели паспортов, покидать Украину.

К перечисленным шагам со стороны власти необходимо добавить различные меры юридического характера. В совокупности с изъятием хлеба они вели к усилению возникшего голода. Указ от 7 августа 1932 года о защите социалистической собственности запрещал людям под угрозой сурового наказания брать на складах или под открытым небом на железнодорожных станциях продовольствие. На основании указа от 4 декабря 1932 года была создана система внутренних паспортов. Они запрещали крестьянам, которые были подвержены голоду и не имели паспортов, покидать Украину. Более того, 17 марта и 13 сентября 1933 года последовали еще более жесткие указы, запрещавшие крестьянам оставлять колхозы в поисках другой работы, если у них не было контракта, согласованного с колхозным руководством.

Меры, принятые властью с целью выполнения хлебозаготовок в Украине, оказались «эффективными». Об этом свидетельствуют убедительные цифры. Так, в 1929 году валовый сбор зерновых в Украине составил 13 млн. тонн. При этом объем хлебозаготовок достиг 5 млн. тонн, или 38,5%. В 1932 году урожай зерновых на украинских полях был собран несколько меньший — 12,8 млн. тонн. Однако в результате насильственного изъятия хлебозаготовка в республике была выполнена на 7 млн. тонн, что составило 54,6% валового сбора. Одной из причин, которая в конечном итоге также усугубила последовавший голод, была массовая коллективизация. По утверждению специалистов, она привела к расстройству структуры сельского хозяйства и повлекла за собой значительное сокращение сельскохозяйственного производства. За период с весны 1928 по весну 1930 гг. количество крупного рогатого скота в Украине сократилось на 23,5%, свиней — на 54,5%, овец — на 40%, птицы — на 41%.

Приостановка экспорта хлеба за границу на два года позволила бы советскому правительству сохранить жизнь миллионам украинцев.

В Украине разразился невиданный по масштабам голод. В ходе хлебозаготовок с урожая 1932 года он стал массовым. Катастрофических размеров голод достиг зимой, весной и летом 1933 года. Примечательно, что в это время из нашей республики продовольствие вывозилось для продажи за пределами Советского Союза. В 1932 году из СССР, в том числе из Украины, было вывезено 107,9 млн. пудов хлеба, а в 1933 году — 105,3 млн. пудов. Из расчета 13 пудов на человека этого хлеба в 1932 году хватило бы для пропитания 8,3 млн. глодающих, а в 1933 году — для 8,1 млн. человек. Таким образом, приостановка экспорта хлеба за границу на два года позволила бы советскому правительству сохранить жизнь миллионам украинцев.

В это время Донбасс набирал темпы небывалого промышленного роста. Здесь для огромной страны добывали уголь, плавили чугун и сталь. Нашу область в Москве по-прежнему воспринимали как «Всесоюзную кочегарку», где закладывалась экономическая мощь страны, вознамерившейся построить социализм. Несмотря на голод, в крупные города, заводские и шахтерские поселки регулярно поступало продовольствие. Конечно, продуктами питания, в первую очередь, снабжались те, кто работал. Но счастье работать выпадало не всем, и у бирж труда стояли огромные очереди. По состоянию на 9 марта 1933 года в Донецкой области было официально зарегистрировано 1008 голодающих семей. Для сравнения: в течение марта-апреля 33-го года количество голодающих в Киевской области достигло 493,6 тыс. чел. Историки утверждают, что количество людей, погибших от Голодомора в Украине, составило несколько миллионов.

В условиях повсеместного голода человеческая жизнь была обесценена. Он способствовал падению морали в обществе и, как следствие, росту преступности. Была отмечена волна проституции. Жертвами насилия нередко становились дети.

Угрюмая дама с косой немало потрудилась в Харьковской области. Она забредала и в пределы соседнего с Краматорском Славянского района. Цифры и факты о проявлении и последствиях голода 1932-1933 гг. на территории нашего города историками изучены недостаточно. Однако уже сегодня мы можем с твердой уверенностью заявлять, что Голодомор таки достиг наших мест. И однажды его звериный оскал выстудил кровь в жилах нескольких свидетелей и очевидцев — наших земляков.

Владимир Коцаренко

Продолжение следует…

Читайте также ВСТУПЛЕНИЕ И ЧАСТИ12,  34, 567, 8, 9, 10, 11, 121314, 15161718192021, 22.

 

Інші статті на цю тему

aparatna-narada-28-veresnya-2021
avtofiksator-porushen-pdr

Один з них розташований на виїзді зі Слов'янська в бік Краматорська

kramatorsk-povin-1985 (17)

Майже 40 років тому річка вийшла з берегів після прориву дамби

коментарі