Важливо :: 09 січня 2018 11:07 , Краматорск Пост
3-klub-im-lenina

В октябре 1933 года партийная верхушка Краматорска решила: провести меры по очистке от грязи клуба им. Ленина

Post продолжает публикацию неизданной книги Владимира Коцаренко «Краматорск: откровения столетий» (ч. 24)

(Продолжение, начало и вступительная часть – здесь)

Книга публикуется при поддержке Сергея Салютина

Раздел: Воплощение мечты

Эпоха энтузиазма, трагедий и тайн или краматорская хроника 30-х (продолжение главы)

В начале 30-х гг. в Уголовном кодексе не существовало статьи о людоедстве. Дела такого рода были в компетенции органов государственной безопасности — ГПУ. Людоедов расстреливали. Но не всех. По данным архивов, в конце 30-х на Беломорканале трудились 325 людоедов из Украины — 75 мужчин и 250 женщин. Случаи трупоедства также регистрировало ГПУ. Согласно донесениям начальника Харьковского областного отдела ГПУ, на 1 марта 1933 года в области было зафиксировано 9 случаев поедания трупов, на 1 апреля — 58, на 1 мая — 134, на 1 июня — 221 случай.

Случайно или нет, но нечто ужасное случилось в Краматорске летом 1933 года.

В 20-х числах июня 1933 года секретарь Краматорского городского партийного комитета Вениамин Наумович Ялов направил в адрес секретаря Донецкого обкома КП(б)У тов. Саркисова докладную записку страшного содержания. Вероятно, у секретаря-машинистки, печатавшей этот срочный и секретный документ, дрожали руки, когда она выстукивала на клавишах старенького «Ундервуда» следующий текст:

«В ночь под 20 июня с. г. на Краммашстрое, площадка материального склада, в кирпичах найден обходным милиционером порезанный на куски ребенок, а именно: голова ребенка разрублена на 5 частей, туловище на 6 частей, руки на 3 части, сердце, легкие отдельно и т.д. Все куски ребенка обмытые, без признаков крови.

Предварительным следствием установлено, что ребенок в возрасте от 4-5 мес. Куски ребенка были завернуты в чистое селянское полотно.

В поступке изрубленности заподозреваются граж. В., Романовского с/сов, Дзержинского района, которая до 1/VI-с/г работала при вагонном депо ст. Славянск, и гражд. Ф., без постоянного места жительства. Гражданка Ф. при допросе прокуратуры заявила, что 19/VI-с/г в 5 час. вечера неизвестная гражданка предложила ей взять мясо зарезанного ребенка и поджарить для еды. Гражданку, которая ей предлагала, она хорошо знает в лицо.

Прокуратурою срочно ведется по данному делу следствие с тем, чтобы на протяжении 2-х дней закончить. В. и Ф. находятся под следствием».

Данный документ в комментариях не нуждается. В Краматорске десятки тысяч рук воздвигали будущий флагман отечественного машиностроения, а рядом…

Такой неоднозначной была наша история.

Чтобы мечта о небе сбылась

А тем временем жизнь продолжалась. Грязь на вокзале не повергала краматорчан в состояние уныния — в своих мечтах они уносились высоко в небо. О том, что это было так на самом деле, свидетельствует протокол заседания бюро горпарткома от 14 августа 1933 года. В этот день члены бюро заслушали доклад председателя городского совета Михаила Ткаченко по вопросу о строительстве … КРАМАТОРСКОГО АЭРОКЛУБА.

Первый пассажирский самолет осуществил посадку близ Краматорской в июле 1930 года.

Известно, что в 1926-1927 гг. партия активно призывала граждан страны Советов, и жителей поселка Краматорская в том числе, поддержать кампанию по оказанию содействия авиационному и химическому строительству в СССР. Многие тогда подписались и приобрели билеты первой Всесоюзной авиационной лотереи стоимостью 50 коп.

1 Билет авиа-лотереи

Билет авиа-лотереи

Местное население — рабочие, служащие, интеллигенция — твердо уверовали, что «Авиахим — опора мирного труда, противогаз и воздушный часовой СССР». Потом в поле за поселком не раз с агитационной целью приземлялись самолеты. Первый пассажирский самолет осуществил посадку близ Краматорской в июле 1930 года. Народ (в первую очередь, конечно, вездесущая ребятня) сбегался смотреть на чудо техники и поражался, как необычное творение человеческих рук отрывалось от земли и улетало в небесную высь. Пропаганда сделала свое дело: наступил момент, когда молодежь просто влюбилась в авиацию.

В августе 1933 года вопрос о строительстве в городе аэроклуба прозвучал на столь высоком уровне впервые. Содокладчиками председателя горсовета выступили тт. Кронов, Плотников и Крайзман. Архивный документ не уточняет, но, очевидно, все упомянутые лица стали членами оргкомитета, которому было поручено приобщить краматорчан к очень популярному веянию тех лет — умению управлять самолетом. В результате обсуждения было принято решение, и в протоколе появилась короткая запись: «Мероприятия Оргкомитета по строительству Аэро-клуба утвердить. Просить ЦСОСО (Центральный совет общества содействия обороны) утвердить строительство Аэро-клуба в Краматорской. Предложить Оргкомитету немедленно приступить к строительству АНГАРА и окончить его в этом году. Поручить Секретариату ГПК выделить начальника Аэро-клуба». Как следует из этого решения, партийные органы не отступали от сложившейся практики: они решили назначить руководителем аэроклуба не профессионала, а ответственного работника из своих рядов. Это делалось неслучайно. Когда руководитель допускал промахи или халатность в работе, спросить с него, а затем наказать виновного было проще, если он являлся членом партии. С другой стороны, страх лишиться партийного билета повышал чувство ответственности, вынуждал людей не расслабляться и быть собранными на любом посту. Конечно, о страхе говорить было не принято. Считалось, что член партии — это наиболее сознательный и исполнительный человек, основная задача которого — служить трудовому народу.

А театр – для души

Но вот миновало лето. За окнами воцарился сентябрь, и каждый день школьные звонки созывали безмятежное краматорское юношество за парты. В прошлом остались походы к живописной меловой скале у Белокузьминовки, поездки в Святогорск и утренние зорьки на Казенном Торце. В первые дни после летних каникул, казалось, даже город скучал без веселого смеха и звонких голосов школьной детворы. Лишь трудяги-заводы были лишены бесполезных сантиментов: там, где ковалась мощь великой страны, смена времен года являлась понятием относительным и второстепенным. Солдаты тяжелой индустрии, они были истинным источником благополучия горожан и основой будущего процветания Краматорска. Местные жители так и воспринимали свои предприятия: как источник достатка и гарантию дальнейшего существования. В заводских цехах, где безраздельно царствовали машины, и был податлив металл, они зарабатывали себе средства на душистый хлеб, на бесхитростный, но уютный быт и лелеяли мечту о заветном человеческом счастье.

Но для полноценной жизни этого было мало — человеческая душа все-таки жаждала и требовала развлечений. Оказалось, что в этом смысле Краматорск был очень беден. Как и следовало ожидать, озабоченность по поводу «пробела» на столь важном участке идеологического фронта первыми проявили партийцы. Наряду с другими злободневными вопросами тема культурного обслуживания краматорчан была включена в повестку дня первого осеннего заседания бюро Краматорского горкома партии, назначенного на вторник, 5 сентября.

5 сентября 1933 года на заседании бюро ГПК был обсужден вопрос об открытии стационарного театра при клубе им. Ленина на базе самодеятельных рабочих кружков.

Удивительно, но вопрос «О театре» нашел отражение в соответствующем протоколе заседания бюро тоже под грифом «Совершенно секретно». 5 сентября 1933 года о ситуации в театральной жизни города собравшимся доложил уже известный нам т. Набоков — заведующий культпропом ГПК. Его дополнил т. Просвирнин. Надо полагать, секретарь горпарткома лишь усилил выступление подчиненного, подчеркнув актуальность обсуждаемого вопроса и призвав членов бюро отнестись к нему со всей серьезностью и должным вниманием. Естественно, никто не возражал. Поэтому в протоколе появилась следующая запись: «Организацию стационарного театра при клубе им. Ленина считать необходимой. Театр организовать на базе самодеятельных рабочих кружков». Вопрос о театре члены бюро действительно рассмотрели обстоятельно, учтя все нюансы. Для руководства театральной и художественной частью театра было решено пригласить высококвалифицированного руководителя и группу артистов из 5-6 человек. При этом речь шла о том, что театр станет местом их постоянной работы. Тт. Набокову, Иваненко, Закс и Быкодеру бюро поручило проработать вопросы, связанные с репертуаром и финансированием театра, приглашением артистов и приобретением реквизита. Не осталась без внимания и самодеятельность. Бюро рекомендовало отделу культпропа взять под контроль укомплектование и работу клубных кружков. Тогда рекомендовать — означало потребовать.

После демобилизации в 1934 году М. Силаев приехал в Краматорск и сразу же был назначен руководителем Театра рабочей молодежи, созданного в клубе им. Ленина.

Как скоро удалось выполнить сентябрьское решение бюро ГПК относительно создания в Краматорске первого профессионального театра, в точности неизвестно. Можно лишь предположить, что этот процесс несколько затянулся и был окончательно снят с повестки дня лишь после возвращения в город из армии Михаила Силаева. На заре 30-х гг. в известных кругах этот одаренный Богом человек уже имел репутацию театрального профессионала. Время между словом и делом у партии длилось, как пауза на сцене в исполнении талантливого актера, — не дольше установленного законами жанра. После демобилизации в 1934 году М. Силаев приехал в Краматорск и сразу же был назначен руководителем Театра рабочей молодежи, созданного в клубе им. Ленина. С момента решения бюро до появления Силаева в городе прошло не более 9 месяцев.

2 Театр рабочей молодежи возглавил Михаил Силаев

Театр рабочей молодежи возглавил Михаил Силаев

…Первая декада сентября больше ничем особенным не отметилась. Разве что, по сложившейся традиции, тихо и незаметно произошла смена руководителя городского отделения ГПУ. 8 сентября 1933 года службу политической безопасности в Краматорске возглавил, как и было принято, ранее никому здесь неизвестный тов. Берман.

Историческое решение о порядке, чистоте и красоте

В разные годы развития Краматорска — вначале как поселка, а позднее города — в черте его заселения один за другим возникали островки цивилизации с элементами европейской культуры. Поначалу это был железнодорожный вокзал и территория прилегающей к нему станции. В конце 90-х гг. XIX столетия еще одним уголком Европы у нас стал небольшой поселок Ульяновка, выросший у Казенного Торца — за доменным отделением завода Краматорского металлургического Общества. В начале XX века «облагороженная» территория расширилась за счет района так называемых «красных домов» и заводского сада в поселке Почтовый. В царскую эпоху по инициативе благородных и образованных людей Краматорскую украсили пешеходный мост, директорский, заводской и железнодорожный сад, стадион. А там появился и первый фонтан… Однако все попытки по-настоящему благоустроить заводской поселок до и после 1917 года носили эпизодический и хаотичный характер. Из истории нашего города известно, что на протяжении 20-х и в начале 30-х гг. местная власть также не стремилась кардинальным образом изменить положение в лучшую сторону.

Впервые о необходимости широкомасштабных работ по благоустройству территории Краматорска был поставлен на самом высоком городском уровне 1 октября 1933 года.

Впервые вопрос о необходимости широкомасштабных работ по благоустройству территории Краматорска был поставлен на заседании бюро горкома партии 1 октября 1933 года. По итогам обсуждения члены бюро приняли без преувеличения историческое постановление «О благоустройстве города». Этот документ свидетельствует, что отнесение Краматорска к категории «городов» в 1932 году заставило местные партийные и хозяйственные органы больше не откладывать в долгий ящик проблемы, связанные с улучшением условий жизни и быта краматорчан. Но если до осени 1933 года по каждому из подобных вопросов принималось отдельное решение, то октябрьское постановление объединило их в единый комплекс неотложных и взаимосвязанных мер. По сути, этот документ следует воспринимать как первую (хотя и весьма скромную) программу благоустройства Краматорска. Для нашего города она стала очередной, однако на этот раз системной и спланированной попыткой прорыва на пути к цивилизации. Что собой представляла последняя, хорошо знали только один-два десятка местных инженеров, побывавших в служебных командировках в Европе и США. Партийцы же руководствовались в своих решениях планами, предначертанными на съезде и пленумах. Выше этого уровня подниматься не полагалось.

Наверное, по сложившейся традиции, первый пункт постановления бюро посвятило грязи и детям. Как обычно, «на орехи» при этом перепало управлению капитального строительства. Присутствующих на заседании возмутил срыв работ по замощению Садовой улицы (ныне — ул. Большая Садовая) и постройке детских яслей. Отношение руководства управления к этим работам квалифицировали как «упорное нежелание УКСа заниматься бытовыми вопросами и благоустройством». Начальника управления тов. Гонтарева обязали на протяжении октября полностью замостить Садовую, а к 1 января 1934 года завершить строительство детского дошкольного учреждения.

В 1930 году в Краматорской появился крупнейший, по оценкам современников, в Донецкой области клуб им. Ленина (ныне — ГДК им. Быкова в Старом городе).

В 1930 году в Краматорской появился крупнейший, по оценкам современников, в Донецкой области клуб им.Ленина (ныне — ГДК им. Быкова в Старом городе). По замыслу инициаторов его строительства, клубу отводилась роль главной архитектурной достопримечательности поселка и крупнейшего центра досуга краматорчан. Справедливости ради следует заметить, что замысел получил успешное воплощение. Но была одна незадача: бриллиант не получил достойной оправы. Иными словами, солидное здание клуба теряло свою привлекательность на фоне общей убогости прилегающей территории. К тому же весной и осенью попасть в клуб было достаточно проблематично: в дождливую погоду на площади буквально все тонуло в грязи. Ситуация оставалась неизменной до октября 1933 года.

Понимая, что проблему не обойти, партийное руководство решило заняться ее ликвидацией. Ход работ по благоустройству площади у клуба бюро признало крайне медленным и постановило: «Предложить тов. Афонину организовать работу так, чтобы до 20/X-33 г. основные работы по планировке площади и подготовке посадки деревьев и живой изгороди по проекту полностью закончить». Серьезное замечание было высказано в адрес заведующего клубом тов. Иваненко. Прежде всего, члены бюро указали на безответственное отношение завклубом к мобилизации… общественности, которую следовало привлечь к участию в работах по строительству системы канализации в клубе и благоустройству площади. От Иваненко потребовали неукоснительного выполнения постановления ГПК. Кроме того, он получил еще одно «особое» задание: «провести меры по очистке от грязи»… самого клуба.

Внимания со стороны ответственных партработников дождалась также площадь, прилегавшая к фабрично-заводскому училищу и фабрично-заводской семилетке, которые помещались под одной крышей — в здании на улице Садовой. 

Интересно, что на сей раз «заложниками» культуры стали сотрудники местного ГПУ и милиции. Бюро горпарткома решило мобилизовать их для работ на площади и на прокладку канализационных сетей. Проконтролировать поручение обязали некоего тов. Кагановича. Помогать стражам порядка должны были жильцы 100-квартирного дома, расположенного по соседству, — на углу улиц Школьной и Садовой. В то время мобилизация населения, работников предприятий и учреждений на несвойственные работы ради блага города никого не удивляла: любовь граждан к культуре, чистоте и порядку насаждалась с помощью неквалифицированного и бесплатного труда. Это был проверенный метод коллективного воспитания чувства «локтя», сопричастности и патриотизма.

Внимания со стороны ответственных партработников дождалась также площадь, прилегавшая к фабрично-заводскому училищу и фабрично-заводской семилетке, которые помещались под одной крышей — в здании на улице Садовой. Ее благоустройство предполагали завершить до 25 октября — к очередной годовщине Октябрьской революции. К работам на площади, а также для прокладки здесь канализации обязали ежедневно привлекать всех работающих в училище. Последнее поручение касалось и директора ФЗУ тов. Кобицкого. Чтобы ускорить выполнение задания, Кобицкого назначили даже прорабом на вверенном объекте. Ему поручили руководство жителями соседних домов и родителями учащихся «семилетки», которых также, вооружив лопатами, бросили на прорыв.

Владимир Коцаренко

 Продолжение следует…

Читайте также ВСТУПЛЕНИЕ И ЧАСТИ12,  34, 567, 8, 9, 10, 11, 121314, 1516171819202122, 23.

Інші статті на цю тему

aparatna-narada-28-veresnya-2021
avtofiksator-porushen-pdr

Один з них розташований на виїзді зі Слов'янська в бік Краматорська

kramatorsk-povin-1985 (17)

Майже 40 років тому річка вийшла з берегів після прориву дамби

коментарі