Дюнкерк
Дюнкеркская операция под кодовым названием «Динамо» имела очень большое значение в ходе Второй Мировой войны: ведь если бы ее не было – Британия, по сути дела, могла лишиться армии. И каков бы был тогда общий итог войны – можно только гадать
Название: Дюнкерк
Оригинальное название: Dunkirk
Год выхода: 2017
Жанр: военный, драма, история
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Том Харди, Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Анайрин Барнард, Джеймс Д’Арси, Барри Кеоган, Кеннет Брана, Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс
Синопсис:
Фильм расскажет историю чудесного спасения более трехсот тысяч солдат в ходе Дюнкеркской операции, имевшей место в начале Второй мировой войны. События начинаются с окружения сотен тысяч британских и союзных войск силами противника. Пойманные в ловушку на пляже, и находясь спиной к морю, они сталкиваются лицом к лицу с неразрешимой ситуацией, тем временем как тиски противника сжимаются все сильнее и сильнее.
Выпущено: Нидерланды, Великобритания, Франция, США / Warner Bros. Pictures
Продолжительность: 01:46:08
IMDB рейтинг: 8.1/10 (319,292 голоса)
Когда в 2015 году было объявлено о том, что Кристофер Нолан будет снимать фильм о Дюнкеркской операции, это известие было встречено с огромным интересом и немаленьким опасением. С интересом – потому, что сама операция имела очень большое значение (см. выше), а с опасением потому, что Нолан – режиссер достаточно неровный: он может снять как шедевральный «Помни», так и практически никакой «Бэтмен против Супермена». Да, неплохи и «Престиж», и «Интерстеллар». И трилогию о «Темном рыцаре» можно глянуть (хотя сериал «Готэм» ее уделывает по всем параметрам, как по мне). А тут фильм о войне, да еще и о такой операции. Не буду грузить подробностями, благо, их нетрудно найти в интернете. Просто для того, чтобы оценить масштаб – несколько цифр:
- в ходе операции было эвакуировано 338 226человек (из них более половины – британские военнослужащие, остальные – военнослужащие стран-союзников)
- потери союзников составили около 2 тысяч человек, 106 самолетов, более четверти участвовавших в эвакуации судов (224 английскихи около 60 французских), тяжелая техника была потеряна вся (только артиллерии было оставлено 2472 единиц)
- германская сторона потеряла более 8 тысяч человек и 140 самолетов
Итак, зритель ожидал фильм, который по степени эпичности мог превзойти и «Спасение рядового Райана», и «По соображениям совести», да и многие другие фильмы о войне.
Что же нам показал Кристофер Нолан? Попробую рассказать. Не обращая внимание ни пластиковые окна в одном кадре, ни на современные портовые краны в другом. Только фильм: сюжет, герои, картинка.
Должен предупредить сразу: дальше будет много спойлеров, так что если вы «Дюнкерк» еще не видели, но планируете – дальше лучше не читать.
Итак, как всё было…
Сцена первая.
По чистенькой (это немаловажная деталь: всё-таки, война кругом) улочке маленького городка бредут шестеро солдат. Внезапно откуда-то начинают стрелять. Кто – нам не показывают. Так, кто-то. Откуда – тоже не показывают. Но солдаты, даже не оглядевшись по сторонам, начинают бежать ровно в ту сторону, в которую шли. Добегает, правда, только один. Он перелезает через ворота, сквозь которые продолжают лететь пули, выпускаемые кем-то и откуда-то. На всякий случай боец пуляет из винтовки несколько раз сквозь те же ворота, затем бросает винтовку и бежит дальше. Сказать, что он в панике, я не могу, поскольку на лице у него особых эмоций не наличествует. Ну, ладно, сказали – он побежал.
Сцена вторая.
Берег моря. Пляж. Чистенький и гладенький (замечу, война таки продолжается). На пляже аккуратно расположены ровненькие штабеля ящиков и такие же ровненькие колонны по два солдат, дожидающихся эвакуации. Солдатами никто не командует, поскольку офицеры отсутствуют. Куда они девались – нам не говорят. Наш беглец пытается встать в очередь, но его оттуда выталкивают, что понятно, поскольку его там не стояло. Он, вместо того, чтобы с криком «Мне только спросить!» прорваться к причалу, идет бродить по берегу, и находит там еще беглеца. Они начинают бродить вместе. Начинается налет немецкой авиации. Не скажу, что прямо уж налет, но пару самолетов прилетает и пару бомб сбрасывает. После того, как немцы улетают, на песке остается лежать некоторое количество лежащих. Что с ними – не совсем понятно, поскольку крови, в общем-то, нет, и даже девственная чистота пляжа не особо нарушилась.
Сцена третья
Летят английские самолеты. Числом целых три. Находят немецкие, таким же числом. Далее – воздушный бой. Потери. Так же, как и в предыдущих сценах всё скромненько, чистенько, и без особых эмоций.
Сцена… Впрочем, хватит, наверное. Думаю, вы уже догадались, что дальше всё будет примерно так же: скромненько, чистенько, и без эмоций. Врага нам так и не покажут. Даже в суденышко, в которое загрузился с десяток бойцов, пули будут прилетать непонятно откуда, как и в самом начале фильма. Несколько человек погибнут потому, что одной бомбы хватает, чтобы затопить любое судно, а авиация прикрытия, упомянутая в начале фильма, в это время где-то не здесь. А потом английские солдаты добрались до родной Англии и им начали совать пиво в окно поезда. Ура.
Так и проходит весь фильм. Вообще, отсутствие эмоций – его главная черта наряду с отсутствием героев. Я сейчас даже не о героизме солдат, а о героях фильма. Здесь нет ни одного яркого выразительного персонажа, который бы запомнился, и которому можно было бы сопереживать. И это при том, что в касте задействованы сильные актеры. Но развернуться не дают никому. Даже Тому Харди. Видимо, вспомнив, что Харди – мощный актер и может сыграть просто одними глазами (вспомним его Бэйна из нолановского же «Темный рыцарь: возрождение легенды»), Нолан вдобавок к кислородной маске надел на него очки. А то вдруг бы прорвались какие-то эмоции и нарушили весь режиссерский замысел.
Зачем всё это снималось – непонятно. Показать подвиг солдат? Не показали ни одного. Ужасы войны? Так нет их, всё чистенько и стерильно. Масштабность операции? Не смешите. После просмотра складывается впечатление, что в ходе операции спасли человек триста. Нет, не триста тысяч. Триста. Примерно. А может, и меньше. И сбили штуки три немецких самолета. Масштаб поражает, ага. Поразить зрителя красивой картинкой? Ну, так и этого не получилось, поскольку любой фильм о войне, который вы можете вспомнить, зрительно будет выглядеть интереснее этого. Сцены воздушного боя, например, даже близко не могут сравниться с тем, что смогли показать авторы «Эскадрильи «Лафайет». Значимость момента отсутствует полностью. По большому счету, события, увиденные на экране, могли происходить в любой год войны как во время глобальной операции, так и в ходе маленькой локальной зарубы под какой-то французской Замухлюевкой, а фильм можно было назвать "Нарвик", или "Арденны", или "Город у моря", или "Артхаусная фантазия, вызванная полетом авиасредства во время наблюдения чисто подметенного пляжа", или еще как-нибудь. Не изменилось бы ровно ничего.
Такое, в общем: посмотреть и забыть. А можно и не смотреть, поскольку нет в этом фильме ни сюжета, ни нерва, ни актерских ролей, ни даже просто красивой картинки. Эмоционально кастрированная пустышка. Скажу откровенно, наши «Киборги» намного лучше. Не потому, что «Киборги» - наши, а потому, что так и есть. Да, я знаю, что критики отзывались о картине восторженно. Но я-то не критик, я просто зритель. Мне можно говорить то, что я думаю на самом деле.
Моя оценка – 5,5 из 10
P.S. При чем тут овсянка в заголовке? Британия, сэр. Ассоциативная цепочка, сэр. Причем, одновременно, и с Британией, и с фильмом. Не нашлось, видимо, рядом с Ноланом, человека, который сказал бы ему: «Давай перестанем размазывать белую кашу по чистому столу» (И. Бабель, «Как это делалось в Одессе»), и он размазал. Вот и ассоциация.
P.P.S. Красивая картинка в фильме всё-таки есть: Том Харди, стоящий возле горящего самолета. Одна цепляющая картинка, на полтора часа экранного времени, да.
Сергей Стеценко
Інші статті на цю тему
О новом сериале Netflix - ремейке одноименного фантастического аниме конца 90-х