Важливо :: 01 червня 2018 14:50 , Андрей Евченко
vetropark

Нам осталось 32 года

К концу года ООО «Фурлендер Виндтехнолоджи» планирует смонтировать в Краматорске на горе Карачун ветроустановку

Всего в Украине современных двух-трех мегаватных турбин, не считая оставшихся в оккупации Новоазовского, Керченского, Краснодонского парков, вряд ли насчитается две сотни. В Германии их больше 18000. Этот материал в основном про то, как меняется восток Украины вместе с Краматорском в части энергоэффективности, перехода на производство «зеленой» энергии и борьбу с глобальным потеплением.

СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – ДЕЛО РУК САМОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Нам осталось 32 года, чтобы предотвратить начало необратимых катастрофических событий на Земле, связанных с ростом температуры на поверхности нашей планеты. С этой мысли начал свое выступление перед нашей группой украинских журналистов Йоханес Реммель, политик и бывший министр земли, на встрече, которая проходила в офисе Партии зеленых в немецком Хагене.

Чтобы эти события не начались (а по сути, они уже начались), необходимо удержать среднюю температуру на Земле в пределах двух градусов, а еще лучше – в предела 1.5 градуса по Цельсию. Сегодня это общая, консолидированная позиция политиков, экспертов и общественных активистов, занимающихся вопросами изменения климата.

gr-eco2

gr-eco1

Доказанным считается и тот факт, что глобальное потепление  - это дело рук человеческих. В смысле роста концентрации парниковых газов и вызванный этой концентрацией парниковый эффект. Главный парниковый газ – СО2. 65 процентов всех парниковых газов образуется в результате сжигания угля, нефти и газа. В 1900-м году в мире сжигали примерно 50 миллионов тонн угля, а в 2016-м – 5,6 миллиардов, - почувствуйте разницу.

Если нынешняя ситуация не изменится, то к 2100 году температура на Земле поднимется до 3,7 – 4,8 градусов. Чтобы этот показатель не превысил 2 градуса, необходимо как можно скорее отказаться от использования ископаемого топлива. Не позднее 2050 года, - считают эксперты. Вот почему нам осталось 32 года.

В последнее время ситуация начала меняться, в развитых странах использование ископаемого топлива уменьшилось. На 6% за последние десять лет в США и на 17% - в ЕС.

18084272_303

Этот автобус из британского Бристоля ездит на биометане. Газ, который получают в результате переработки человеческих фекалий и пищевых отходов. Для того, чтобы автобус проехал 300 км необходимо столько отходов, сколько пять человек производят за год.

В то же время, это снижение в значительной мере компенсируется импортом: Германия, например, импортирует уголь, нефть и газ на 80 миллиардов евро ежегодно. Не считая завезенных товаров, для производства которых сжигали эти же уголь, нефть и газ. Кроме того, за последние 10 лет более чем на 40% выросло потребление ископаемого топлива в Китае, Бразилии и Индонезии.

В результате уровень СО2 в атмосфере непреклонно растет. Измерения обсерватории на Гавайях в конце апреля показали наивысший уровень концентрации углекислого газа за все время наблюдений.

Мировое сообщество во главе со странами G7 пытается предотвратить  климатическую катастрофу Земли путем ограничения сжигания ископаемого топлива и перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Среди целей Парижского соглашения - отказ от ископаемых видов топлива к 2050 году, помощь развитых стран развивающимся в области климата и как результат – удержать среднюю температуру на Земле в пределах 2 градусов.

Если тенденция к повышению температуры не изменится,  - продолжится потепление океанов и сокращение объемов снега и льда, а к 2100 году среднемировой уровень моря повысится на 40 – 63 см по сравнению с уровнем 1986-2005 годов.

Ученые говорят, что глобальное потепление уже случалось на Земле и длилось 100 000 лет. Его спровоцировало падение астероида шириной 200 километров в районе Мексиканского залива. Новые исследования показывают, что тогда температура поднялась минимум на пять градусов, что повлекло гибель 70% видов, включая динозавров.

Собственно, достаточно одной человеческой жизни, чтобы заметить глобальное изменение климата, а полноту картины добавляют регулярные сообщения в СМИ о гибели людей от жары. Как совсем недавние новости, из Пакистана, о гибели десятков людей. Пакистан, Индия, Ирак, Йемен, Сахара в Африке  – все больше становится мест на Земле, где возникают условия, при которых организм человека жить не может. По крайней мере, без кондиционера.

Ярким примером борьбы с глобальным потеплением является Энергетический поворот в Германии: переход от использования нефти, угля, газа и атомной энергии к возобновляемым источникам (ветер, солнце, биомасса). Цели энергетической концепции амбициозные : к 2050 году доля возобновляемых источников энергии в общем объеме потребляемой энергии должна составить минимум 60%, а выбросы парниковых газов уменьшены на 80 – 95% по сравнению с уровнем 1990 года. О том, что у Германии получается на практике, Post писал в материалах:

Деньги из ветра

Элитное жилье на месте промзоны

А еще в Эссене...или как меняется немецкий "Донбасс"

УКРАИНА В БОРЬБЕ С ПОХОЛОДАНИЕМ

Посмотреть и почувствовать ситуацию в украинской энергетике удалось во время информационного тура по юго-востоку Украины вместе с экспертами по климатическим изменениям киевской организации Екодія, берлинской Germanwatch и группой украинских журналистов. Особой остроты в ощущения добавляло то, что поездка состоялась месяц спустя после журналистского тура по Германии, где нам показывали и рассказывали, как Германия осуществляет свой Энергетический поворот, переходит на ВИЭ, очищает бассейны рек и строит гостиницы для насекомых, чтобы не нарушить процессы опыления и вообще.

Одним из самых сильных позитивных впечатлений стала поездка на Ботиевскую ветроэлектростанцию, расположенную недалеко от Мелитополя. Пока здесь вырабатывают электроэнергию 65 турбин, мощностью 3 МВт. каждая. Начальник станции Геннадий Жуков говорит, что район Причерноморья перспективный для ветроэнергетики и что лопасти здесь крутит ветер формирующийся над ледовитым океаном и спускающийся по воздушной трубе вдоль Уральского хребта. В этой трубе и надо строить, и планы такие есть: довести мощность ветрогенерации в регионе до 1 ГВт. Станция принадлежит Ринату Ахметову, планы тоже ему. Если произвести энергию, соизмеримую с вырабатываемой Ботиевским ветропарком, путем сжигания угля, в воздухе окажется 700 тысяч тонн СО2 в течение года, - это про вклад ветропарка в борьбу с глобальным потеплением.

При сегодняшнем уровне тарифов не электричество из ветра окупаемость инвестиций наступает через 5 – 6 лет. Это при том, что рыночная цена оборудования на один мегаватт мощности составляет примерно 1 млн. евро. Но совсем другой, не экономической логики придерживаются на государственной шахте в Мирнограде, где мы тоже побывали, с профсоюзными лидерами поговорили и в шахтерской столовой пообедали.

shahta

Шахта в Мирнограде

Этот эпизод в поездке не оставил позитивных эмоций, если не считать вполне приличный обед в шахтерской столовой за 15 гривен (цены как в буфете Верховной Рады). Шахта «Капитальная», на которой мы побывали - откровенно убыточное предприятие, причем далеко не самое. При цене за тонну 2535 грн. (соответствует формуле Роттердам +), себестоимость на некоторых государственных шахтах составляет 8000 и более гривен за тонну. На шахте Родинская уголь до сих пор добывают отбойными молотками. При этом эксперты говорят,  что себестоимость угля, добываемого объединением шахт Павлоградуголь (принадлежит ДТЭК Ахметова), составляет 800 – 900 грн. за тонну.

Зато лидеры шахтерских профсоюзов государственных шахт не устают повторять, что нужны новые вложения на разработку новых пластов, переоснащение и т.д. Планы новых инвестиций в отрасль вынашивает и профильное министерство, планируя увеличить добычу.

 

Руководитель Независимого профсоюза горняков Украины Мирнограда и Покровского района Александр Абрамов не без гордости рассказывал, как он звонил напрямую министру Насилику и выбивал 2 миллиона гривен на трос для подъема клети. И это при живом директоре шахты, сидящем в одном из соседних кабинетов. Какой смысл в этот бардак вкладывать?

profsouz shachterov

Независимый профсоюз горняков Украины Мирнограда

Вообще, смысл любой экономики, любого предприятия приносить прибыль, а не убытки. Работа государственных шахт пронизана другим, не экономическим, а скорее политическим смыслом: деньги или протест. Шахтерские протесты – ключевой инструмент давления на власть и выбивания бюджетных денег, небольших – для самих шахтеров, тех, что побольше – для «смотрящих».

Было еще несколько пунктов назначения, где мы побывали с журналистской миссией. То, что в развитых странах давно стало нормой, повседневностью, обычным делом, нам показывали как экспонаты на экскурсии по Выставке достижений народного хозяйства.

Мелитопольский центр реабилитации людей с инвалидностью, в котором проходят лечение и реабилитацию одновременно 40 взрослых и детей. На здании Центра установлены солнечные панели, а для подогрева воды в бассейне – тепловой насос. Окна и двери заменены на метало - пластиковые. Все это должно давать экономию порядка 50 тысяч в год.

tsentr reabilitatsii

Мелитопольский центр реабилитации людей с инвалидностью

Руководитель Департамента по вопросам экологии, энергоменеджмента и охраны труда Мариупольского городского совета Эдуард Мнацаканян показал нам один из детских садиков Мариуполя. В нем установлен индивидуальный тепловой пункт, новая система вентиляции, окна и двери заменили на энергоэффективные. Теперь в помещении садика комфортно находиться в любое время года.

После садика нас повезли на полигон твердых отходов «Приморский». Показать, как работает биогазовая установка на свалочном газе. Мощность установки 260 квт., но есть планы установить более мощную, двухмегаватную еще на одном полигоне. Чтобы добыть свалочный газ и подать в установку, бурят скважины и прокладывают трубы.

biogazovaya mariupol

Биогазовая установка на свалочном газе на полигон твердых отходов «Приморский»

В Мариуполе действует программа по энергосбережению, благодаря которой могут вернуть до 90% суммы кредита, если эти деньги использовались на внедрение энергоэффективных  технологий. Правда, все это не влияет на общую, критическую ситуацию с экологией в городе меткомбинатов. Уже много лет Мариуполь занимает лидирующие позиции по уровню загрязненности воздуха. Впрочем, по результатам недавнего исследования мариупольские власти получили наибольшую поддержку от горожан среди областных центров. Не Ивано-Франковск, зажатый двумя чистыми горными реками, а Мариуполь, вдыхающий выбросы комбинатов «Ильича» и «Азовстали» (принадлежат Метинвесту Ахметова).

mariupol

Мариуполь

Поехали дальше. В областной администрации нам рас сказали, что в 12 городах и 6 районах действуют программы поддержки энергоэффективности, работает система мониторинга энергопотребления зданий, относящихся к бюджетной сфере (пока включены 180 объектов).

oda

Глава департамента экологии ДонОГА Сергей Натрус

В области работает автоматизированная система мониторинга окружающей среды, сегодня это шесть стационарных постов в Краматорске, Бахмуте, Мариуполе, Курахово и Николаевке. Данные наблюдения этих постов доступны онлайн. В ближайших планах установка еще 60-ти пунктов в санитарных зонах предприятий, которые позволят оперативно определять источники загрязнения.

По поводу перехода на возобновляемые источники директор Департамета экологии и природных ресурсов Дон ОГА Сергей Натрус говорит, что сначала нужны многочисленные измерения, чтобы понять, где строить. Пока не получается найти, кто мог бы написать соответствующую программу. Готовы заплатить за эту работу 400 000 гривен.

И, само собой, наша группа журналистов и экспертов побывала на краматорском заводе «Фурлендер Виндтехнолоджи» (бенефициарами являются совладелец корпорации ИСД Олег Мкртчан и народный депутат Максим Ефимов). Предприятие уже построило несколько ветропарков, самый большой из них Новоазовский на 43 турбины.  Завод может изготавливать ветряки разной мощности, от 2,5 Мвт до 4 Мвт. Пока, на 2018 год пакет заказов составляет 17 ветряков, хотя существующие производственные мощности позволяют собирать 100 ветроустановок в год. Заместитель генерального директора Юрий Шевченко говорит, что краматорские ветряки не хуже всемирноизвестных датских Vestes, и даже лучше.

furlender

Краматорский завод «Фурлендер Виндтехнолоджи» 

Чтобы дополнить публикацию мнением специалиста, я попросил комментарий у Олега Савицкого, эксперта по климатической и энергетической политике Центра экологических инициатив "Экодия". Попросил рассказать про условия для развития зеленой энергетики в Украине, про то, насколько просто построить солнечную электростанцию у себя на крыше, и об основных цифрах, характеризующих себестоимость производства электроэнергии в Украине из ветра, солнца и угля.

В целом  условия для инвесторов в распределенную генерацию из возобновляемых источников энергии во многом зависят от писанной и неписанной политики владельцев компаний, управляющих распределительными сетями - Облэнерго. Технические условия для подключения объектов ВИЭ малой и средней мощности выдают именно Облэнерго. ГП "НЕК Укрэнерго" подключает непосредственно к своим сетям только самые мощные объекты. Большая часть Облэнерго уже приватизирована. Контракты на продажу электроэнергии заключаются с ними, по процедуре установленной Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ).

Проекты частных СЭС для домохозяйств, мощностью до 30 кВт, могут сталкиваться с отдельными проблемами по подключению к сетям, но в целом серьезных барьеров для развития этого сектора нет и все больше украинских семей инвестируют в солнечную микрогенерацию. "Зеленый тариф" для домашних крышных СЭС сейчас составляет 18,1 евро центов, что при текущей стоимости оборудования  дает окупаемость меньше, чем за 6 лет. Проблемы могут возникнуть, если местные сети изношены, тогда Облэнерго может затягивать рассмотрение заявки на подключение.

mariupol_vetropark

Новоазовский ветропарк

С самыми большими проблемами сталкиваются проекты на уровне среднего бизнеса (до 5 МВт), поскольку процедура подключения для юридических лиц значительно сложнее, а также  НКРЕКУ установила в интересах Облэнерго высокие тарифы на подключение для объектов распределенной генерации. Кроме этого, Облэнэнерго могут от девелоперов требовать включить в стоимость проектов дополнительные затраты, которые часто не обоснованы.

Девелоперы крупных проектов - 50 МВт и больше, как правило, не сталкиваются с такими препятствиями, а их объекты подключаются "НЕК Укрэнерго". Такое положение дел ведет к тому, что сектор ВИЭ развивается не в сторону распределенной генерации и максимального вовлечения граждан в осуществление "энергетического перехода" (модель Германии), а в сторону доминирования крупных компаний.

По существующим правилам всю электроэнергию, вырабатываемую солнечными и ветровыми электростанциями, государство у всех производителей покупает через ГП "Энергорынок" по фиксированному зеленому тарифу, который привязан к курсу евро. Для крупных солнечных электростанций тариф сейчас составляет 5,31 грн за кВт*ч, для ветропарков - 3,30 грн за кВт*ч.

Для теплоэлектроцентралей, которые кроме выработки электроенергии обеспечивают отопление городов, тарифы устанавливаются индивидуально НКРЕКУ. Они составляют от 1,19 грн до 3,04 грн за кВт*ч.

С угольной генерацией ДТЕК, Центренерго и Донбасэнерго все еще сложнее. Поскольку у нас нет ликвидного рынка угля, а тарифы для генерирующих компаний устанавливаются поквартально НКРЕКУ на основе дискуссионной расчетной цены угля, в 2017 году средний тариф для ТЕС составлял 1,65 грн за кВт*ч. Реальную себестоимость производства электроэнергии на тепловых электростанциях в Украине определить довольно тяжело.

В целом из-за монопольного положения и отсутствия реальной конкуренции, генерирующие компании не заинтересованы в том, чтобы показывать реальную себестоимость своей электроэнергии.

Тем не менее, в следующем году по планам правительства  должен заработать реальный рынок электроэнергии (в соответствии с законом, принятым в 2017 году) с возможностью заключения прямых двусторонних договоров, а ГП "Энергорынок" должно быть реорганизовано.

И несколько цифр в завершение. Об особенностях национальных экономик в Германии и Украине. В 2017 году в Германии 42% электроэнергии из ВИЭ было выработано кооперативами или простыми гражданами.  Цена производства электроэнергии из ветра – 2 цента за Квт.ч., солнечной – 5 центов. Из традиционных источников – от 11 до 30 центов. Цена на электричество для домохозяйств – 30 центов. Кредиты под строительство ветропарков дают по 2% годовых на 15 лет, а строят их своей собственной земле.

Именно поэтому в ближайшее время в Украине не будет резкого роста новой энергетики в частности и экономики в целом. Потому что для этого нет условий. Есть кредиты по 23%, нет права распоряжаться даже своей собственной землей, есть чрезмерная зарегулированность экономических правил и нет в целом нормального инвестиционного климата.

Андрей Евченко

Інші статті на цю тему

svitlo

Він застосовуватиметься у разі потреби збалансувати енергосистему

ribki-zagibli

Понад добу у місті немає електрики

Electicitycover

Міністерство енергетики роз'яснило ситуацію

коментарі