Важливо :: Життя громади :: 18 червня 2016 15:34 , Андрей Евченко
10151335-1393934160883338-1523149087-n

Исчезновение Сергея Шацкого: два года поисков и неизвестности

Директора КТТУ похитили боевики «ДНР», с тех пор он все еще " без вести пропавший"

16 июня у бывшего директора Краматорского трамвайно-троллейбусного управления и экс-депутата горсовета Сергея Шацкого был день рождения – ему исполнилось 42 года. Но где он его праздновал и праздновал ли вообще, неизвестно.

Два года назад боевики «ДНР» увезли Сергея Шацкого прямо с территории его предприятия. С тех пор о нем никто ничего не знает и экс-директор КТТУ считается пропавшим без вести. Мы попытались собрать все, что известно о похищении и поисках Шацкого и даже обратились к сепаратистам с просьбой рассказать о его судьбе.

Перед похищением Шацкого в Краматорске жгли троллейбус и маршрутки

Автор этого материала был свидетелем похищения Сергея Шацкого. Это произошло 4 мая 2014 года, когда Краматорск уже три недели был оккупирован боевиками «ДНР». Но сначала стоит вернуться на день раньше.

3 мая 2014 года украинские военные со стороны Славянска прорвали блокпост сепаратистов и прошли на аэродром через Беленькую и Лазурный. В перестрелке на блокпосту погибли несколько человек, в том числе медсестра Юлия Изотова. В то же время со стороны аэродрома украинские БТРы проехали по улицам Парковой и 19-го Партсъезда (сейчас – Ярослава Мудрого) .  Автор не может сказать – были ли это те же БТРы, которые прорывались со стороны Славянска. Когда люди начали их блокировать, военные уехали назад.

Сепаратисты восприняли это как попытку штурма и, чтобы остановить продвижение военных, сожгли троллейбус и несколько маршруток в центре города.  По городу были слышны взрывы и вЯыстрелы, выли сирены, в МВД отчитались, что полным ходом идет антитеррористическая операция, что Краматорск полностью под контролем украинской армии за исключением здания мэрии.

В этой ситуации Сергей Шацкий предложил журналистам, в том числе и автору, создать так называемый «оперативный штаб», с помощью которого оповещать население о том, что происходит в городе: ходит ли общественный транспорт, работают ли заводы, супермаркеты и заправки, сколько человек ранено и погибло и так далее. Этот «штаб» базировался на территории КТТУ и Шацкий помогал журналистам добывать информацию. За свою инициативу он получил «нагоняй» от тогдашнего руководства города.

Сепаратисты требовали песок в обмен на Шацкого

На следующий день, 4 мая, ситуация в городе немного успокоилась. Краматорск остался под контролем «ДНР», а военные обосновались на аэродроме и Карачуне. «Оперативный штаб» продолжил свою работу.

Утром мы с Шацким съездили в морг. Нужно было сфотографировать одного неопознанного погибшего во время прорыва колонны украинских войск в районе Андреевки 2 мая, чтобы опубликовать с просьбой опознать тело. Там же мы встретили близких Юлии Изотовой.

Во второй половине дня мы уже собирались сворачивать наш «оперативный штаб», как к проходным КТТУ приехали около пяти боевиков с автоматами. Одним из них был тогдашний лидер краматорских сепаратистов Иван Лысенко.

Шацкий был в своем кабинете, курил трубку. Он не хотел выходить к сепаратистам. Он попросил у журналистов  и своих подчиненных узнать, что они хотят. Боевики потребовали отдать грузовой транспорт на «нужды ополчения». Шацкий передал, что не может этого сделать, потому что транспорт не рабочий. Тогда сепаратисты потребовали личного присутствия директора КТТУ.

Мы позвонили всем краматорским журналистам с просьбой срочно приехать на КТТУ, и в скором времени представители всех местных изданий были на территории предприятия. Но Шацкого это не спасло.

Боевики требовали, чтобы к ним вышел директор КТТУ, иначе они угрожали с оружием штурмовать предприятие и забрать его силой. Тогда Сергей Шацкий принял решение выйти к ним. После недолгого общения сепаратисты увезли его в исполком.

У нас были контакты «ополченца», который «отвечал за связи с прессой». Мы к нему позвонили, чтобы он объяснил, что происходит. Он сказал, что «все будет хорошо», договорились, что в обмен на Шацкого КТТУ отдаст 25 мешков песка. Журналисты и работники КТТУ погрузили песок в мешки, сепаратисты их забрали, но Шацкого так и не отпустили.

Сначала мы могли связываться по телефону с директором КТТУ . Он говорил, что курит трубку, сидит в подвале исполкома. На следующий день его телефон перестал отвечать.

В ночь перед похищением Шацкий был на взводе

Кум Сергея Шацкого и нынешний директор КТТУ Андрей Бороха вспоминает, что перед похищением они проговорили всю ночь. По его словам, Шацкий был на взводе.

 «Накануне как его забрали, он у меня просидел до 4 часов утра. Мы очень долго с ним сидели, разговаривали, он был на очень таком сумасшедшем взводе. Он понимал, что происходят какие-то негативные события здесь. Он понимал, что надо сделать для того, чтобы сохранить свой трудовой коллектив. Мы до четырех часов с ним проговорили, но, честно вам скажу, в его глазах не было испуга, не было какого-то сомнения в каких-то действиях. И когда мы с ним расстались в четыре утра, он сказал: «Все будет нормально. По крайней мере, я защищу свой трудовой коллектив», - рассказывает нынешний директор КТТУ.

Утром следующего дня к Андрею Борохе позвонила жена Шацкого Оксана и рассказала, что к ней в квартиру врываются неизвестные люди. Когда Бороха приехал на место, этих людей уже не было.

«Они взломали дверь, но увидели, что в доме находятся две женщины – Оксана плюс ее мать плюс ребенок. Ну они тут же и ретировались, спросили только о наличии-отсутствии документов. Оксана сказала, что Шацкий здесь не живет, потому что они в разводе (хотя, естественно, он там жил).  Мать еще начала спрашивать: «Почему вы в масках приехали? Кто вы такие? Почему вы нас пугаете?». Они сняли маски и сказали: «Мы – нормальные люди, а Шацкий – враг, мы его задержали и сейчас проводим какие-то  следственные действия», - рассказывает Бороха.

Сепаратисты называли Шацкого врагом

После этого Андрей Бороха вместе с женой и дочерью Шацкого отправились в захваченный боевиками исполком, чтобы выяснить, где находится директор КТТУ.

«Нас туда уже никто не впустил. Я смотрю – на крыльце стоит (секретарь горсовета) Борсук. Я к нему подхожу, спрашиваю: «Андрей Михайлович, где Шацкий?». Он говорит: «Не знаю». Я говорю: «Ну узнайте тогда, здесь он или нет. Нам его надо дальше искать».

Пока они стояли и ждали хоть каких-то вестей, жена Шацкого заметила одного из сепаратистов, который ранее ворвался к ней домой. Бороха подошел к нему, схватил за руку и вытянул из толпы.

«Он сначала не понял, говорит: «Что это такое? Меня трогать нельзя, сейчас буду стрелять», начал щелкать затвором. Я ему говорю: «Вы только что были у супруги человека, которого вы задержали. Кто вы вообще такие? За что вы его задержали? Где этот человек?». Он что-то про безопасность начал говорить. Сказал, что Шацкий арестован, сейчас проходят следственные действия, что он враг, что есть подозрение, что он пособничал украинским военным, которые вчера входили в город. И тут же Борсук выходит и говорит: «В исполкоме Шацкого уже нет».

Поиски Шацкого не дали результата

В местных СМИ в те дни появилась информация, что боевики отпустили директора КТТУ, но Андрей Бороха говорит, что Шацкий дома не появлялся и никак о себе не сообщал, и его семья до сих пор не знает, что с ним случилось. В первые месяцы после освобождения Краматорска Бороха с семьей и сотрудниками Шацкого  плотно занимались его поисками, писали заявление в правоохранительные органы.

«Мы объездили все, мы облазили каждый подвал, мы расклеивали везде листовочки, что, если кто-то его увидел, чтобы к нам обратились. Каких слухов только не было. Говорили, что у него после плена были проблемы с психикой.  Видели его то ли в Старом городе, то ли на поселках. Но когда показываешь фотографию конкретным людям, они говорят: «Ой, я ошибся, ой, я ошибся». Искали мы по Славянску, Краматорску, поселкам. Обращались ко всем - от продавца до бомжа. Ничего».

Андрей Бороха сетует, что поиск Шацкого со стороны правоохранителей до сих пор не дал результата, а о самом бывшем директоре КТТУ сейчас мало кто вспоминает.

 «Два года – это много. Честно говорю, мне вот обидно, что два года об этом человеке не вспоминал никто. Чем занимаются наши правоохранительные органы, я не пойму? Ведь человек – это не иголка в стоге сена. Кто-то его забирал, кто-то с ним сидел, кто-то его допрашивал, кто-то его кормил, кто-то гулять выводил. Но не может такого быть, чтобы человек пропал без следа, и никто не может дать ответ, что произошло!».

В пресс-службе Краматорского горотдела полиции рассказали, что расследование похищения Шацкого продолжается. Уголовное дело расследуется по статье 146 Уголовного кодекса Украины – «незаконное лишение свободы или похищение человека». Сергей Шацкий считается пропавшим без вести.

Один из похитителей Щацкого был задержан СБУ

Одним из похитителей был Иван Лысенко по прозвищу «Псих», в начальный период оккупации Краматорска он был одним из лидеров «ДНР» в городе. В конце мая 2014 года сотрудники СБУ арестовали Лысенко в Харькове, когда он пытался уехать в Россию. На допросе «Псих» признался, что разочаровался в идеях «ДНР».

«Сейчас в ДНР, по моему мнению, царит анархия, беспредел. Люди, которые боролись якобы за идею, теперь, получив оружие, начали просто забирать людей, деньги, машины, вымогательством заниматься, разбоем».

Через четыре месяца после задержания, Ивана Лысенко вместе с другими сепаратистами обменяли на 73 украинских военных. После этого о нем ничего неизвестно.

Сепаратисты говорят, что не знают о судьбе Шацкого

С помощью социальной сети мы обратились к еще одному тогдашнему лидеру «ДНР» в Краматорске Максиму Власову. Он сказал, что ничего не знает о дальнейшей судьбе Шацкого, а вот у Ивана Лысенко «все хорошо».

«С Ваней все хорошо. С Шацким не знаю, что и как. Ваня ему плохого не делал. НОД (Народное ополчение Донбасса) вообще плохого не делало!», - ответил Власов.

Мы обратились в пресс-службу так называемого «МВД ДНР» с просьбой рассказать, что произошло с бывшим директором КТТУ. В «министерстве» боевиков долго не отвечали на наши сообщения, но в итоге посоветовали обратиться в «военную полицию». На замечание о том, что в мае 2014 года «военной полиции» у «ДНР» еще не существовало, в пресс-службе «МВД» сказали, что у них нет доступа к базам данных. «Для получения необходимых Вам сведений необходимо направить информационный запрос по принадлежности», - таков был ответ.

Без вести пропал не только Шацкий

В период оккупации Краматорска боевиками «ДНР» пропал не только Шацкий. В то же время, например, исчез еще один краматоранин Василий Нестеренко. Боевики отобрали у него машину после того, как он отвез еду украинским военным. Нестеренко пошел писать заявление в милицию, его вызвали на допрос и больше его никто не видел.

На сайте Министерства внутренних дел Украины в базе пропавших без вести на территории Краматорска в период с апреля по 5 июля 2014 года числится десять человек. Но в полиции признаются, что в этой базе не все пропавшие. В частности, там нет Шацкого.

Алексей Ладыка

Інші статті на цю тему

bomboshovisha-kramatorska

Доєднуйтесь та ділиться інформацією щодо сховищ і захисних споруд Краматорська

novi-avtobusy-v-kramatorsku-v-seredyni

Після початку великої війни у Краматорську працювали лише тролейбуси

avtobus-shabelkovka

Платний проїзд повертаються і до тролейбусів

коментарі