Важливо :: Життя громади :: 12 вересня 2017 18:59 , Антон Степура
1-vokzal-st-kramatorovka

Краматорск: откровения столетий (ч.9)

Post продолжает публикацию не издававшейся ранее книги известного краматорского краеведа Владимира Коцаренко

Раздел: ИСТОКИ

Часть 9.

Книга публикуется при поддержке руководителя ООО “Арис” Максима Копыла

ВНАЧАЛЕ БЫЛИ ТОЧКИ И ТИРЕ

(Продолжение, начало и вступительная часть – здесь)

Страсть к юбилеям и памятным датам, очевидно, овладела нами всерьез и надолго. Правда, всегда рядом находятся те, кто готов эту страсть осудить и обвинить не совладавших с нею в излишестве. Однако, что бы ни говорили штатные критиканы, а праздники необходимы нам хотя бы уже потому, что благодаря им по-настоящему начинаешь ценить однообразие будней. Двигаться же вперед и при этом помнить о пройденном пути могут только достойные. Отрадно, что такие люди все чаще и чаще появляются среди нас. Они свято чтут традиции и готовы нести эстафету памяти дальше. А это в нашей суетной и нередко безоглядной жизни похвальный симптом, который дает нам шанс быть принятыми в семью цивилизованных народов.

В мае 2003 года славные краматорские связисты решительно были настроены отмечать знаменательную дату — 80-летие со дня появления службы связи в Краматорске. Любое желание должно быть обоснованным. Каким документом руководствовались «биографы» Краматорского цеха электросвязи №1 Центра электросвязи №1 Донецкой дирекции ОАО «Укртелеком» при назначении даты рождения своей службы, выяснить не удалось. И тогда автор решил самостоятельно предпринять поиски и, в конце концов, установить истину. С этой целью пришлось порыться в архиве, выудить из него довольно любопытные факты и… сделать настоящее открытие. Но обо всем по порядку.

СУДЬБУ КРАМАТОРСКА ПРЕДРЕК САВВА МАМОНТОВ

Как водится, всему предшествовало слово. Однажды в далеком Санкт-Петербурге его замолвил одной весьма влиятельной особе некогда известный в России промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Замолвив его, он тем самым раз и навсегда предопределил не только историю Краматорска, но, в известной мере, и нашу с вами судьбу.

В то время Савва Мамонтов с присущей ему энергией строил Донецкую каменноугольную железную дорогу (проще — Донецкую дорогу). Здесь, на Юге царской России, уже существовала одна стальная магистраль — Курско-Харьково-Азовская железная дорога. Она рассекала нынешний Донбасс с севера на юг, но оставалась в стороне от угольных шахт, расположенных восточнее. По замыслу Мамонтова, Донецкая дорога должна была обеспечить доставку угля к станциям Азовской дороги, а дальше — в Центральную Россию либо к Азовскому морю, в Таганрогский порт.

Железные дороги тогда были частными. И чтобы соединить, например, две из них, требовалось согласие владельцев. По настоянию С. Мамонтова, ветку Донецкой дороги между станцией Дебальцево и Азовской железной дорогой решили примкнуть у полустанции Краматорская. Хозяева Азовской дороги этому воспротивились: дескать, полустанция Краматорская для этой цели не приспособлена и в этом смысле более удобной является станция Славянск. Но Мамонтов сломил сопротивление несогласных, им не помогли даже чиновники министерства путей сообщения. Конкуренты не учли главного: настойчивость Саввы Ивановича и его авторитет в правительственных кругах. Очевидно, там-то, на самом «верху», и довелось ему кое с кем пошептаться, чтобы решить проблему в свою пользу. Так было сказано слово.

А дело не заставило себя долго ждать. Оно завершилось тем, что никому не известный полустанок в декабре 1878 года превратился в полноценную грузо-пассажирскую узловую станцию с прежним названием — Краматорская. По сути, это было второе рождение бывшего полустанка, кардинальным образом повлиявшее на всю его последующую историю и в итоге предопределившее судьбу будущего города Краматорска.

1 декабря 1878 года на ветке «Дебальцево-Краматорская» (и на участке к г.Бахмуту) Донецкой Каменноугольной железной дороги открылось движение поездов

Тогда же по воле Саввы Мамонтова на нашей станции появился вокзал. А вскоре к зданию вокзала протянули невиданные в здешних местах электрические провода. Это были провода телеграфной связи.

В 1878 ГОДУ МЫ ПРИБЛИЗИЛИСЬ К УРОВНЮ ЕВРОПЫ

1 декабря 1878 года на ветке «Дебальцево-Краматорская» (и на участке к г.Бахмуту) Донецкой Каменноугольной железной дороги открылось движение поездов. Сообщение о том, что первый состав доставил на станцию Краматорская партию бочарных изделий, соли и кож, в Бахмут поступило невероятно быстро. Оказалось, что на сей раз известие доставил в уездный город не почтовый курьер, по обыкновению едва не загнавший взмыленную лошадь. Нет, весть из Краматорской домчалась в Бахмут за считанные минуты… по стальным проводам. Это означало, что наша станция обрела телеграфную связь с внешним миром.

 В декабре 1878 года на станции Краматорская было два аппарата Морзе — однопроводный и двухпроводный. Это означало, что тогда Краматорская в одночасье достигла уровня Америки и Европы

Справедливости ради следует заметить, что электромагнитный телеграф был изобретен в 1828 году бароном Шиллингом в России. Барон получил даже указание правительства строить телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом. Смерть, последовавшая в 1837 году, помешала ему выполнить эту работу. В том же году Сэмюэль Морзе изобрел свой телеграфный аппарат, который спустя 7 лет прошел успешные испытания. Аппарат американца получил всемирное признание и, конечно же, нашел применение в России.

Будучи «человеком своей эпохи», Мамонтов не гнушался достижениями технического прогресса. Посему неслучайно на только что открывшейся железнодорожной ветке Дебальцево — Краматорская, рядом с полотном дороги, пассажиры впервые в нашем крае имели возможность видеть телеграфные столбы: 1 декабря 1878 года на станции Краматорская уже имелись два аппарата Морзе — однопроводный и двухпроводный. Это означало, что тогда Краматорская в одночасье достигла уровня Америки и Европы.

С той самой поры точки и тире «летали» по проводам в Краматоровку и обратно еще много-много лет. А когда в 1909 году здесь появился междугородный телефон, аппарат Морзе в одночасье превратился в настоящий анахронизм — дедушку прогресса в области электросвязи.

В МАЕ 1909 ГОДА ИЗ КРАМАТОРОВКИ МОЖНО БЫЛО ПОЗВОНИТЬ В ПАРИЖ

Сегодня никого не удивит возможность позвонить по обычному телефону из Краматорска в Алексеево-Дружковку, Киев или, скажем, Нью-Йорк. Но кто-нибудь знает, сколько лет существует в нашем городе «междугородка»?

В мае 1909 года разговор длительностью 3 минуты с приятелем, живущим в Харькове либо в Бахмуте, например, стоил обитателю Краматорского поселка 80 копеек

В мае 1909 года в г. Екатеринославе (ныне г. Днепр) начала функционировать междугородная телефонная связь. Жители этого губернского города впервые получили возможность заказать по телефону разговор со знакомыми в городах Бахмуте, Харькове и во всех мало-мальски значимых населенных пунктах Донецкого бассейна. Именно тогда телефонная станция появилась и в Краматорской.

Доступ абонентов местной телефонной сети к «междугородке» был гарантирован — требовалось лишь внести аванс или предварительную разовую плату. Разговор длительностью 3 минуты с приятелем, живущим в Харькове либо в Бахмуте, например, стоил нашему земляку 80 копеек. Те же 3 минуты для звонка в Екатеринослав извлекали из его бумажника 1 рубль ассигнацией. Столько же стоили и каждые последующие 3 минуты. Поговорить по «междугородке» было довольно дорогим удовольствием. Сравните: дневной заработок чернорабочего на заводе Краматорского металлургического Общества составлял тогда 80 копеек — столько же, сколько надо было уплатить за трехминутный разговор с Харьковом. При этом стоимость десятка яиц на краматорском базаре не превышала 13 копеек; баранины, говядины и свинины — 13-14 копеек за фунт (около 400 граммов).

Здание Краматорской почтово-телеграфной конторы, где помещалась и телефонная станция, до настоящего времени не сохранилось — оно было сильно повреждено в годы Великой Отечественной войны и позднее снесено. Это здание находилось на месте нынешнего отдела кадров СКМЗ. Площадь, простиравшаяся перед ним, получила название «Почтовая». Так же назвали и поселок, который начинался у почты, а заканчивался у Бахмутского моста на реке Казенный Торец.

НА ПЛОЩАДИ ПОЧТОВОЙ КРАМАТОРЧАНЕ КРЕСТИЛИСЬ, ГЛЯДЯ НА СТОЛБ, ГДЕ ВИСЕЛ РАДИОРЕПРОДУКТОР

А вот с радио вышла незадача. Это значит, что документа, подтверждающего точную дату появления радио (радиосвязи) в Краматорске, обнаружить пока не удалось. По всей вероятности, в Краматорске радио впервые «заговорило» в 1922 году, когда страна готовилась отмечать 5 годовщину Октябрьского переворота в Петрограде. По воспоминаниям краматорчанки Анастасии Фурмановой, тогда на Почтовой площади установили деревянный столб и на нем повесили первый громкоголосый репродуктор. По случаю праздника главную площадь старой Краматоровки украсила деревянная арка, расцвеченная лампочками, которые ярко горели по вечерам. Некоторые богомольные старушки украдкой крестились, глядя на столб, где висел радиорепродуктор.

Известно также, что первое печатное сообщение о радио в Краматорске появилось в местной газете «Краматорская Домна» 6 ноября 1927 года. Информационным поводом для публикации послужила установка «большого приемника» в клубе цементного завода им. Радченко (теперь цемзавод «Пушка») накануне 10-й годовщины Октября. Радиоприемник установили члены Краматорского кружка радиолюбителей.

* * *

Подводя итог приведенным фактам, остается еще раз подчеркнуть: цивилизация на краматорской земле объявилась благодаря железной дороге, и первое, с чем она к нам прибыла, был телеграфный аппарат Морзе.

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ГОРОДА-МАШИНОСТРОИТЕЛЯ

В один прекрасный день он приехал в наш благодатный, но провинциальный край, чтобы пробудить его от вековой спячки и вдохнуть в него европейскую жизнь. Благодаря инициативе этого человека и при его непосредственном руководстве здесь был построен сначала один завод, а потом началось строительство второго… Смерть прервала его земной путь и помешала осуществить грандиозные планы, которые он мечтал реализовать на краматорской земле. Этого человека по праву можно назвать крестным отцом города-машиностроителя, каким сегодня является Краматорск.

Если проследить исторический путь развития нашего города, можно прийти к однозначному выводу: за период с 1868 по 1934 гг. Краматорск умудрился четырежды переродиться и при этом обрести столько же неравнодушных к его участи крестных отцов. Каждый из них привнес неоценимый вклад в его становление и решающим образом повлиял на его дальнейшую судьбу.

Первым стал рязанский купец Самуил Соломонович Поляков. Возглавляемое им акционерное общество построило первую в Донбассе стальную магистраль — Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу. Проектом одноколейной дороги в 12-ти верстах южнее ст.Славянск была предусмотрена полустанция для пропуска встречных поездов. Рождение полустанции, которая получила название «Краматорская», произошло в 1868 году. Пройдет ровно сто лет, и краматорчане начнут отмечать этот знаменательный год как дату основания нашего города.

Свое второе рождение полустанок переживет в 1878 году. Как мы теперь уже знаем, в то время по настоянию известного в России промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова к полустанции Краматорская Курско-Харьково-Азовской железной дороги примкнула построенная им Донецкая Каменноугольная железная дорога. Бывший полустанок в одночасье превратился в полноценную узловую товарную и пассажирскую станцию. Это обстоятельство дает нам основание называть Савву Мамонтова вторым крестным отцом Краматорска.

Четвертым «восприемником» (так официально крестных называли в старину) волею судьбы стал Серго Орджоникидзе. Учитывая наличие кадрового и технического потенциала машиностроительного и металлургического заводов, построенных здесь европейцами на рубеже XIX-XX вв., нарком остановил свой выбор на Краматорске и содействовал возведению в его в окрестностях Новокраматорского машиностроительного завода. Строительство флагмана тяжелой индустрии обеспечило поселку городского типа стремительный рост и уже 20 июня 1932 года дало ему право получить новый статус — ГОРОД.

Но кто же был третьим крестным отцом Краматорска?

ЕГО ИМЯ — КОНРАД ГАМПЕР

В начале 90-х гг. XIX века промышленность в окрестностях станции Краматорская находилась буквально в зачаточном состоянии. Близ деревни Беленькое (она же Николаевка) трудился небольшой спиртовой заводишко княгини Варвары Стокасимовой. Жители соседней деревни Ясная Горка, как и встарь, вели разработку мела и пережигали его на известь. Собственно краматорским являлось лишь одно производство: в непосредственной близости от самой станции уже несколько лет усердно трудилось наше первое промышленное предприятие — завод Эдгара Адельмана, чья продукция (известь и алебастр) пользовалась неизменным спросом у потребителей.

Конрад Гампер построил Краматорский механический завод и навсегда предопределил главную профессию нашего города — МАШИНОСТРОИТЕЛЬ

Но вот наступил 1896 год. В один из его дней встречавшие на Краматорском вокзале московский поезд обратили внимание на одетого с иголочки господина, который, выйдя на перрон, тут же направился к начальнику станции.

3_Конрад-Гампер

Тогда еще никто не знал, что прибывший был очень богатым купцом из Санкт-Петербурга. Местные жители даже представить себе не могли, какую замечательную роль сыграет этот человек по имени Конрад Гампер в развитии здешней округи, простиравшейся у границы Харьковской и Екатеринославской губерний. А ведь именно ему звезды уготовили право занять достойное место третьего крестного отца Краматорска: Конрад Гампер построил здесь механический завод и навсегда предопределил главную профессию будущего города — МАШИНОСТРОИТЕЛЬ.

ШВЕЙЦАРЕЦ ИЗ ПОЛЬШИ

Когда основанный Конрадом Гампером Старокраматорский машиностроительный завод отмечал свой 100-летний юбилей, в его богатой событиями истории практически уже не было «белых пятен». К этому времени все главные вехи летописи СКМЗ были досконально изучены и подробно изложены в книгах. И все же до настоящего времени личность самого К. Гампера — основателя старейшины краматорских заводов — оставалась для нас непреодолимой тайной. Удивительно, однако вплоть до июня 2002 года никто в Краматорске не мог назвать место и точную дату рождения Гампера, подробности его биографии, сказать, наконец, где и когда умер тот, чья роль в истории нашего города сравнима только с ролью Джона Юза в истории Донецка. Краматорчане не имели представления и о том, как же выглядел этот загадочный человек.

Нам было известно только, что Конрад Гампер являлся выходцем из Швейцарии и основал у ст. Краматорская два завода — нынешние СКМЗ и КМЗ им.Куйбышева. Появление Гампера в наших местах обусловлено было рядом причин.

В 1880 году в Сосновицко-Домбровском бассейне Польши, на одном из участков имения, некогда принадлежавшего прусскому графу Ренарду, Гампер и его компаньон В. Фицнер, учредив фирму, построили котельный, мостостроительный и механический завод. Предприятие успешно развивалось. По сведениям, уже в конце XIX века ассортимент выпускаемой на нем продукции был весьма разнообразен. Здесь изготавливали паровые котлы всевозможных систем (один из них был установлен даже в Зимнем дворце Санкт-Петербурга), оборудование доменных печей, сталелитейных, прокатных, сахарных, винокуренных, пивоваренных и химических заводов, целлюлозных и писчебумажных фабрик, производили различные сварочные работы и проч. За неполные два десятилетия своего существования фирма «В. Фицнер и К. Гампер» поставила металлоконструкции для 8-ми доменных печей в Польше и 6-ти - на заводах Юга России (в том числе, для 2-х доменных печей в соседней с нами Дружковке).

Все было бы прекрасно, если бы не одна проблема, волновавшая Гампера. Заводы Сосновицко-Домбровского бассейна работали на бедной железом руде и ввозили уголь из-за границы, что в итоге негативно сказывалось на стоимости их продукции. В более благоприятных условиях находились тогда вновь открывавшиеся предприятия на Юге России. Они использовали богатую железом криворожскую руду и коксующийся уголь Донбасса. Изделия южнорусских предприятий имели больший успех на рынке благодаря их более низкой себестоимости. Существенным фактором была и отдаленность завода Конрада Гампера от потребителей в России.

Гампер не стал дожидаться, когда конкуренты вытеснят продукцию его предприятий с рынка, и начал решительно действовать. Для начала он принял русское подданство, перебрался из Польши в Санкт-Петербург и поселился в доме № 32 на Невском проспекте. В столицу России Конрад Ульрихович приехал с семьей: женой Юлией Юлиановной, сыновьями — Конрадом и Павлом, дочерьми — Фаней, Эрной и Юлией. Во второй половине 1896 года его уже приняли в купеческое сословие и записали купцом I гильдии. Швейцарец решил стать россиянином, чтобы приобрести участок земли где-нибудь на Юге России и построить там завод — филиал предприятий, расположенных на территории Польши. С этой целью он и прибыл на станцию Краматорская.

Покупка земельного участка, простиравшегося по обе стороны реки Маячка, на левобережье Казенного Торца, состоялась в 1896 году. Вскоре здесь вырос Краматорский завод, который уже через год стал выпускать готовую продукцию. Это было третье предприятие, принадлежавшее фирме К. Гампера. Два других находились на территории Польши: головное — котельный и механический завод в Сельцах близ Сосновиц (станции Варшавско-Венской железной дороги), вспомогательное — чугунолитейный и машиностроительный завод в Домброве, в том же Бендинском уезде Петроковской губернии. В 1897 году для их содержания К. Гампер учредил «Общество котельных и механических заводов В. Фицнер и К. Гампер».

Не останавливаясь на достигнутом, в 1898 году энергичный швейцарец начал строить на Краматорском заводе доменную печь. Уже в следующем году для привлечения новых капиталов он учредил Краматорское металлургическое Общество (КМО).

2_Здание-завода-КМО-в-котор

здание КМО

Но тут случилось непоправимое — неожиданная смерть оборвала все его дальнейшие планы. В память о нем остался Краматорский завод и поселок Юльяновка, названный то ли в честь его дочери, то ли жены... Благодаря швейцарцу из Польши в нашей провинции появился тогда небольшой уголок, по виду и порядкам напоминавший Европу.

До 2002 года другие сведения из биографии Конрада Гампера для нас оставались тайной…

Владимир Коцаренко

Продолжение следует…

читайте также ВСТУПЛЕНИЕ И ЧАСТИ 12, 3, 4, 5, 6, 7, 8

 

 

Інші статті на цю тему

twoyears

Краматорці розповіли, чому навчилися за два роки великої війни

VPONovembercover

Вже за три дні отримувачів допомоги визначатимуть по-новому

bullets1
коментарі