Важливо :: 10 липня 2020 11:16 , Дмитро Лук'яненко
gp-tort

«Никто не знает, в чем она заключается»: куда движется реформа прокуратуры

После частичной реформы прокуратуры при президентстве Петра Порошенко, которую мало кто из непричастных заметил, началась также малозаметная для общественности реформа прокуратуры при президенте Владимире Зеленском

Во время реформы, которая началась в 2014-м году, прокуратуру лишили общего надзора за органами власти, забрали следственные функции, уменьшили количество местных прокуратур (теперь они не в каждом районе), провели переаттестацию, но непрозрачно и со скандалами.

Подробнее о том, что должно было тогда измениться, смотрите в колонке эксперта реанимационного пакета реформ Бориса Малышева. А чем все закончилось – в комментарии исполнительного директора Transparency International Украина Андрея Боровика, который сказал, что в реальности реформа прокуратуры привела лишь к тому, что функцию следствия передали другим ведомствам и самых прокуроров стало меньше, но других изменений орган так и не получил.

Посмотрим же что происходит с реформой прокуратуры сейчас.

В сентябре 2019 года, президент Владимир Зеленский подписал закон, призванный способствовать реформированию прокуратуры.

Военные прокуратуры должны были ликвидировать, а прокуратуры разных уровней назвать по-новому: местные – окружными, региональные – областными, а Генпрокуратуру – Офисом генпрокурора.

Новые названия означали фактически создание новых структур: бывшие работники должны пройти переаттестацию, чтобы остаться там работать. Суть реформы в том, чтобы количество работников уменьшилось, зарплаты их выросли, а генпрокурор имел больше полномочий.

Когда реформа стартовала, генпрокурором был Руслан Рябошапка, а с середины марта 2020 должность заняла Ирина Венедиктова. К 2019-му она не работала ни на госслужбе, ни в правоохранительных органах.

Она говорит, что реформу останавливать не будет, но видит в ней недостатки, которые надо устранять.

Серия первая: реформа на старте

Прокуроры, которые работали, когда Зеленский подписал закон для реформирования прокуратуры, и хотели остаться работать дальше, обязаны пройти переаттестацию: написать тест на знание законодательства и на общие способности, выполнить письменное задание и пройти проверку на доброчестность.

В октябре 2019 1082 прокуроры Генпрокуратуры подали заявления на аттестацию, чтобы быть работать в Офисе генпрокурора. Фото с сайта gp.gov.ua

В конце 2019-го года тогдашний генпрокурор Руслан Рябошапка сообщил, что Офис генпрокурора заработает с начала 2020-го года, в нем будет работать 1,5 тысячи человек, вместо 2,5 тысяч, и из бывших прокуроров переаттестацию прошли 610 прокуроров. Остальных должны были донабрать позже.

В начале марта 2020 народные депутаты выразили Руслану Рябошапке недоверие, чем фактически прекратили его полномочия. По версии депутатов, которые поддержали это решение, Рябошапка плохо работал, по другим версиям - был недостаточно послушен.

– Рябошапка ... не делает все, что ему спускают сверху. А им сейчас в ГПУ нужен лояльный человек, такой, который будет делать то, что ему скажут, - цитировало депутатку «Голоса» Александру Устинову издание «Украинская правда».

Вскоре после начала карантина в Украине, 17 марта, президент Зеленский назначил на место Рябошапки Ирину Венедиктову. Ранее она заведовала кафедрой гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Харьковского университета Каразина, а в 2019-м стала депутаткой от «Слуги народа».

С августа по декабрь 2019-го возглавляла Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики, затем недолго исполняла обязанности директора Государственного бюро расследований.

Ирина Венедиктова начинала свою карьеру в Харькове как научная сотрудница. Фото с сайта Офиса Генпрокурора

В 2016-м году она неудачно попыталась стать судьей Верховного суда - не набрала достаточно баллов в конкурсе.

К назначению Венедиктовой некоторые народные депутаты отнеслись критически. Не голосовали за это нардепы от партии «Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина». Зато члены «Слуги народа» поддержали большинством голосов.

– Еще три месяца назад госпожа Венедиктова сидела с нами в сессионном зале как депутат от «Слуги народа». Это незаангажированный генеральный прокурор? (...) Какая история успеха в ГБР привела Венедиктову на должность генерального прокурора? Только одна: то, что она послушно выполняла указания президента и Офиса президента, – так с трибуны Верховной Рады высказывался народный депутат от «ЕС» Алексей Гончаренко.

Представительница партии «Голос» Инна Совсун также критически высказалась о назначении Ирины Венедиктовой:

– Это генеральный прокурор, которая не смогла сдать экзамен, чтобы стать судьей Верховного суда. «Не зачет» – это «не зачет». После «не зачета» студентов выгоняют из университета, а не переводят на следующий курс. И это надо четко зафиксировать.

Серия вторая: реформа и Венедиктова

За время на посту Ирина Венедиктова успела принять ряд решений, направленных на изменение реформы. Сама генпрокурорка утверждает, что об остановке речь не идет, просто надо «не допустить новых ошибок».

В видеообращении от 8 мая Венедиктова говорит, что «в судах есть более 600 дел по искам к Офису Генерального прокурора уволенных прокуроров, не прошедших аттестации. К тому же, народные депутаты Украины обратились с конституционным представлением о конституционности Закона Украины, которым предусмотрена реформа органов прокуратуры».

Она говорит, что в прокуратурах «отдельных регионов» переаттестацию не прошли более 30% прокуроров, и это может повлиять на работу правоохранительной системы. Ранее, в апреле, Венедиктова предлагала идти с неаттестованными прокурорами-истцами на мировые соглашения, в мае же ограничилась тем, что необходимо разработать критерии их оценки при аттестации.

– В одной и той же ситуации один судья может восстановить в должности прокурора, а в другой – не восстановить, – говорит эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.

В ответе на запрос «Четвертой власти» исполняющая обязанности начальницы отдела рассмотрения запросов на публичную информацию Офиса генпрокурора Татьяна Акав сообщила, что в Офисе Генерального прокурора нет учета прокуроров, не прошедших аттестацию.

– Аттестация прокуроров региональных прокуратур продолжится сразу после завершения карантина. Сейчас идет работа по созданию кадровых комиссий, – сказала в начале мая Венедиктова.

Состав этих комиссий – второй важный момент в «корректировке» реформы, которую затеяла новая прокурорка. 15-го апреля она утвердила положение, согласно которому в комиссию должны входить семь человек: не менее четырех прокуроров, а также представители высших учебных заведений и научных учреждений или лица, делегированные международными неправительственными организациями и дипломатическими миссиями (с их согласия).

В указе, ранее подписанном Рябошапкой, речь шла о шести членах комиссии, из них не менее трех – делегированные международными и неправительственными организациями, проектами международной технической помощи, дипломатическими миссиями люди.

Эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк говорит, что ученые могут быть «своими» людьми, потому что могут зависеть от руководства в ведомственных учреждениях: в Тренинговом центре прокуратуры, Академии внутренних дел и тому подобное. А участие международников является мизерным, они ни на что не влияют, считает Хавронюк.

– Одним из достижений реформы было то, что прокуроров назначала комиссия с участием делегированных общественностью и международными институтами представителей, причем с правом решающего голоса. Поэтому назначение происходили прозрачно, и многих кандидатов на админдолжности комиссия отклонила,пишет в своем блоге на УП экс-генпрокурор Руслан Рябошапка.

Он считает, что Венедиктова «уничтожает основные идеи реформы президента Зеленского – очистить прокуратуру от случайных и «своих» людей, которые служат не обществу и закону, а тем, кому обязаны

Экс-генпрокурор Руслан Рябошапка считает, что новая прокурорка «уничтожает основные идеи реформы». Фото издание Liga.net

должностью».

– Очистка прокуратуры оказалось болезненной для бенефициаров неофициальных платных услуг, которые предоставляли прокуроры, а поэтому они при новом Генеральном прокуроре начали искать возможности восстановить статус-кво, - убежден Руслан Рябошапка.

Что не так с реформой прокуратуры

Эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк говорит, что главная проблема реформы прокуратуры – отсутствие стратегии.

– Бывший генпрокурор создал рабочую группу по подготовке стратегии, в частности, включил в нее своих заместителей. Их потом уволили, а прокуратура не может работать без стратегии: непонятно, к чему ведет эта реформа. О ней много говорят, но никто не знает, в чем она заключается, – говорит Николай Хавронюк.

– Реформу должно осуществлять общество и другие государственные и общественные институты, кроме тех, кто непосредственно реформируется. Поэтому в Украине проблема и с судебной реформой, и с реформой прокуратуры. Нынешняя власть пытается реформироваться изнутри и не пускает никого извне. Такая реформа не является реформой, поскольку не учитывает общегражданского интереса, – рассказывает эксперт Центра политико-правовых реформ.

Сейчас идет аттестация прокуроров регионального уровня, которая надолго притормозила из-за карантина. 1 июля начался последний этап аттестации – с кандидатами проведут собеседования. Всего к собеседованиям допущены более 2,5 тысячи человек. Когда этих прокуроров аттестуют, заработают областные прокуратуры. После начнут аттестовать прокуроров местных прокуратур.

9 июня в Офисе Генерального прокурора начали отбор на еще 100 вакантных должностей прокуроров. Документы будут принимать до 9 июля включительно.

Ольга Ульянова, "Четверта влада"

Інші статті на цю тему

Brothelcover

За кілька місяців там встигли "попрацювати" 10 жінок

vbiv-matir-kostyantinivka

Втрачені матеріали по цій справі відновили, що й дозволило стороні обвинувачення запобігти уникненню злочинцем покарання за вчинене вбивство

Dirtywaterscover

Вся сума за завдання шкоди довкіллю вже надійшла на рахунок держави

коментарі