Фильм недели: «Грейхаунд»
10 июля 2020 года Нетфликс выкатил на всемирные просторы сразу 2 фильма
Об одном из них мы уже говорили, пришло время второго.
Название: ГрейхаундОригинальное название: Greyhound
Год выпуска: 2020
Жанр: Военный, боевик, история, биография, драма
Режиссер: Аарон ШнайдерВ ролях: Том Хэнкс, Элизабет Шу, Карл Глусман, Стивен Грэм, Том Бриттни, Девин Друид, Ли Норрис, Роб Морган, Мануэль Рульфо, Грэйсон Расселл, Мэттью Зук, Максимилиан Осински, Майкл Бенц, Дэйв Дэвис
Выпущено: США, Канада, Китай | Sony Pictures Entertainment (SPE), Stage 6 Films, Bron Creative, Zhengfu Pictures, Sycamore Pictures, FilmNation Entertainment, Playtone
Продолжительность: 01:31:42
IMDB рейтинг: 7,1/10 (14,849 голосов)
1942. Вторая Мировая. Новым командиром эсминца ВМС США «Грейхаунд» становится Эрнст Краузе. Теперь ему, ни разу не участвовавшему в боевых действиях предстоит возглавить группу из 4 кораблей (собственно, «Грейхаунд», два британских эсминца и канадский корвет), сопровождающую конвой серии НХ из Штатов в Ливерпуль.
Ситуация осложняется, и очень сильно, двумя факторами: во-первых, часть маршрута проходит через «черную яму», находящуюся за пределами радиуса действия противолодочной авиации, а во-вторых, к конвою привязывается «волчья стая» из 7 немецких подлодок, и начинает охоту на транспорты конвоя.
Фильм еще до выхода вызвал нехилое бурление в интернетах, поскольку, в отличие от других родов войск, флоту посвящено относительно немного масштабных постановок.
А уж после выхода картины на Apple TV (коронавирус внес свои коррективы), военно-историческая часть сети просто взорвалась негодованием по поводу неправильной тактики, стратегии, недостаточно достоверных деталях и того, что вообще всё было не так.
На специфических форумах до сих пор продолжается такая рубка, что и заходить страшно. Впрочем, как и всегда после выхода любого (подчеркну, любого) фильма о войне. Но эксперты (так они себя обычно называют) – экспертами, а мы давайте поговорим о том, что может за эти полтора часа увидеть обычный зритель, не разбирающийся в походных ордерах и фасонах фуражек.
Сюжет очень динамичен. Здесь буквально пару минут отдается под встречу Краузе с невестой, дарящей ему домашние тапочки (они сыграют свою роль), в ходе которой выясняется, что венчание придется отложить до «более спокойных времен», а дальше, без всякой дополнительной раскачки, начинается выполнение боевой задачи, длящееся всё оставшееся экранное время.
48 часов прохождения через «черную яму» очень плотно упакованы в полтора часа экранного времени, события следуют одни за другими и не дают расслабляться ни на секунду, поскольку даже в то время, когда нет прямых столкновений с врагом, идет постоянная работа по поиску подлодок и попытки предугадать их возможные действия. Если копнуть глубже, можно даже пересмотреть жанр фильма и определить его не как военную драму, а как триллер, нагнетающий саспенс все полтора часа.
Ожидание, тревога, беспокойство, неопределенность – всё это здесь встаёт в полный рост, бой не останавливается даже в минуты затишья, а напряжение растет, и в некоторые моменты кажется, что его можно резать ножом.
Каждый член экипажа занят своим делом: акустик слушает, старпом просчитывает, вахтенные несут вахту, артиллеристы стреляют, кок готовит еду, технари чинят сломавшийся не вовремя (а как же еще?) сонар, а капитан сводит все эти действия воедино, чтобы из этих, с первого взгляда хаотичных и не связанных между собой действий, выковать тот самый, необходимый результат, который позволит если не спасти все корабли конвоя (что невозможно, учитывая их количество, малочисленность кораблей охранения и многочисленность противника), то, хотя бы, свести потери конвоя к минимуму, а потери противника – увеличить до максимума.
При этом море штормит, транспорты время от времени взрываются и горят (эффектно горят, должен заметить) на горизонте, а немецкие подводники не только атакуют, но и давят на нервы своими обращениями по радио, что тоже не облегчает работу главного героя.
Да, наверное, что-то здесь не соответствует военно-морским реалиям, и об этом можно спорить до хрипоты. Например, один из моментов фильма, вызвавших весьма оживленную дискуссию – угрозы командира немецкой субмарины по радио.
Одни яростно доказывают, что такого не было и быть не могло, другие замечают, что, вообще-то, Эрих Топп третий по результативности подводник Второй Мировой после Отто Кречмера и Вольфганга Люта) вполне позволял себе развлекаться подобным образом, о чем свидетельствуют соответствующие источники. Так же точно можно спорить и о прохождении кораблей борт в борт, и о маневрах уклонения от торпед, и о многом другом, что показано в фильме. Но стоит ли?
Сюжет вполне связный, герои героичны, и фильм в целом – крепкая военная драма, что, собственно, и требовалось от картины поставленной не по реальным событиям,а по книге известного писателя-мариниста Сесила Скотта Форестера «Добрый пастырь» («The Good Shepherd», 1955 г.).
Есть в фильме и минусы, перейдем к ним. Первое и главное: очень слабо прописаны все персонажи. Понятно, что Эрнст Краузе – капитан, что это его ответственность, его решения, его бой. Понятно, что большая насыщенность событиями при относительно небольшой продолжительности картины, не оставляют места душевным рефлексиям, но, тем не менее, неодушевленность команды «Грейхаунда» - это минус и от этого никуда не деться.
Второе: очень большая насыщенность специфической терминологией. С одной стороны, это создает соответствующую атмосферу (мы же, все-таки, на военном корабле), а с другой, временами возникает вопрос «А в чем, собственно, дело?». происходит. Да, это не оказывает особого влияния на понимание сюжета, но, тем не менее… Ну, и, как по мне, чересчур уж часто в кадре возникает Библия. Временами кажется, что Хэнкс пытается показать, что без веры у его героя ничего бы не вышло, что явный перебор, imho.
Большой минус – то, что нельзя этот фильм посмотреть на большом экране. Без всякого сомнения можно сказать, что океанские просторы выглядели бы намного эффектнее, что усилило бы и общее восприятие. Но что поделать – коронавирус… В общем, минусы имеются и это, конечно, не «Das Boot» (фильм Вольфганга Петерсена и Лотара-Гюнтера Буххайма пока остается непревзойденным), но это однозначно лучше, чем «Мидуэй», или «Дюнкерк» и достойно просмотра.
Моя оценка 6.8/10
Сергей Стеценко
P.S. При достаточно разных (зачастую – полярных) отзывах, отличные зрительские рейтинги и первое место по количеству просмотров на Apple TV. Так что ждем 8-серийного сериала «Повелители воздуха» об американских летчиках, над которым Хэнкс работает вместе со Стивеном Спилбергом, и который выйдет на этой же платформе.
P.P.S. После выхода фильма Том Хэнкс получил награду «Американский морской герой» от организации «Американское морское партнерство» за продвижение положительных образов в морском флоте. Источник
Інші статті на цю тему
Які матеріали Kramatorsk Post 2021 року були найпопулярнішими серед читачів, та які варто прочитати, якщо ви їх пропустили